Вопросы по поводу местной христианской группы

Questions Raised About Local Christian Group

Телеканал WBNS. 2 марта 2005 года.
Роджер Маккой (Roger McCoy)

Привлечение новых членов, изучение Библии, участие на собраниях: всё это кажется нормальной церковной деятельностью. Но критики утверждают, что внешний облик может быть обманчив в случае такой организации, как «Университетское Библейское Содружество» (UBF). Корейская христианская группа вербует студентов в Государственном Университете Огайо (Ohio State University (OSU)), и в Колумбийском Государственном Университете (Columbus State University) (США). По их заявлениям, они хотят помочь молодым людям повиноваться Библии. Но их критики утверждают, что UBF стремится получить контроль над их жизнью.
Сын Джанет Леско (Janet Lesko) был приглашен на собрание Университетского Библейского Содружества прошлой осенью. Этому первокурснику OSU было 18 лет, и он в первый раз оказался вдали от дома. «Он хотел приобрести новых друзей» – говорит Леско. Спустя несколько недель, по словам Леско, ее сына пригласили участвовать на Конференции UBF. «Я спросила, как долго он знаком с этими людьми. Он ответил: «Ну, только пару недель». Я подумала: «Ничего себе, что-то они слишком быстро взяли его в оборот» – говорит Леско. Сын Леско также принимал участие на изучениях Библии 1:1 («один-на-один») с «пастырем» UBF. По словам Леско, она заметила некоторые изменения в личности своего сына: во-первых: беспечность, во-вторых: цитирование отрывков из Библии. «Также, в плане его характера, его стало бросать из крайности в крайность» – заметила Леско. «Они проводят изучение Библии, но с каким-то креном в направлении контролирования сознания людей. Мне очень повезло, что мой сын ушел от них на раннем этапе».
Джон Вик (John Wick) 20 лет назад был членом отделения UBF в Коламбусе (Columbus, США). Он сказал, что после четырех с половиной лет членства в этой организации, его стали готовить к лидерской (пастырской) позиции в UBF. «Эта организация, вне всякого сомнения, имеет культовые наклонности» – заявил Вик. По его словам, со временем, его стало беспокоить то, как эта группа обращается со своими членами. «Окружающая обстановка там такова, что если от какого-то человека нельзя извлечь выгоду, он фактически теряет в их глазах ценность» – утверждает Вик. В конце концов, по словам Вика, лидеры UBF контролировали его жизнь уже вплоть до того, что внушали, на ком ему следует жениться. Как говорит Вик, его супругой должна была стать также член UBF, с которой он до того никогда не встречался. «Четыре с половиной года спустя я был в месяце от женитьбы на той, о ком я знал очень немного» – говорит Вик. Вскоре после этого отец Вика убедил его, что пришло время покинуть UBF.
«На основании того, что я видел – это является контролированием» – говорит о UBF психолог Пол Мартин (Paul Martin). Доктор Мартин возглавляет Реабилитационно-восстановительный Центр «Источник» в штате Огайо («Wellspring Retreat & Resource Center» in Ohio). Этот Центр оказывает психологическое консультирование жертвам групп, причиняющих духовное и физическое насилие, в том числе, и десяткам бывших членов UBF. «Вы должны получать одобрение лидеров на каждое Ваше жизненное решение» – заверил доктор Мартин, добавив, что по утверждениям бывших членов UBF, консультировавшихся в Центре Wellspring, методы UBF лишают своих членов свободы выбора. «На основании того, что я видел, я бы утверждал, что UBF – авторитарно и жестоко (abusive)» – заявил доктор Мартин.
Фил Хейман (Phil Hayman) является бывшим членом UBF, который месяц назад благодаря консультациям «Wellspring» покинул Иллинойское (Illinois) отделение UBF. По словам Хеймана, он был сильно озадачен и подавлен, когда «пастырь» UBF приказал ему выбирать между своей невестой или UBF. «Они изо всех сил убеждали меня, что если я женюсь на своей невесте, я стану похожим на остальных, «мертвых» христиан, и что мое будущее служение пострадает из-за этого». В Университетском Библейском Содружестве заявили, что не знают подробностей претензий Хеймана, однако, по их словам, ему, возможно, советовали не жениться на его невесте, потому что она не разделяет UBF-овскую «миссию», или не является христианкой.
Директор отделения UBF в Коламбусе и представитель национальной штаб-квартиры UBF в Чикаго, уклонились от запросов "10 расследований", чтобы перед камерой ответить на претензии Леско, Вика, доктора Мартина и Хеймана. Однако в письменном заявлении чикагской штаб-квартиры UBF было написано: «Когда члены UBF в средствах массовой информации пытаются защищать наше служение, мы оказываемся в трудном положении, отвечая на вопросы, которые намекают, что мы являемся культом, и все сказанное вырывается из контекста. Поэтому мы неохотно даем интервью средствам массовой информации». UBF также утверждает, что некоторые из их членов были насильно депрограммированы в Центре «Wellspring» в 1980 году. Центр «Wellspring», деятельность которого лицензирована и сертифицирована государством, категорически отвергает подобные обвинения.
UBF является зарегистрированной студенческой организацией в OSU. В других университетах, таких как, Университет ДеПол (DePaul University) и Университет Виннипега (University of Winnipeg), соответствующими должностными лицами этих университетов, UBF было запрещено, за более чем агрессивный прозелитизм и вербовочную деятельность. Членство UBF в "Национальной Евангельской Ассоциации" ("National Association of Evangelicals") было также в прошлом году приостановлено, и в настоящее время находится на рассмотрении в этой Ассоциации.

Библейская группа все чаще сравнивается с культом


Статья из газеты «Daily Herald» от 31 июля 2003 года
Автор: Кармен Греко младшая (Carmen Greco Jr.)

Когда в 1992 году Ами Янг (Amy Young) была еще первокурсницей Иллинойского Университета в Чикаго (University of Illinois at Chicago (UIC)), однажды в студенческом городке к ней подошла некая улыбающаяся женщина.
Эта женщина казалась приятной, а Ами Янг нуждалась в друзьях.
«Я была одинока, и все мои друзья поступили в другие ВУЗы, так что там я была сама по себе» – говорит Янг, которой сейчас уже 30 лет, и она живет в Нейпервилле (Naperville).
Женщина, которая подошла к Янг, была членом Университетского Библейского Содружества (University Bible Fellowship), международной евангельской христианской группы, которая прочно обосновалась – в некоторых случаях это небесспорно – на территории университетских городков.
В ближайшие выходные эта организация планирует проводить свою региональную Конференцию в Уитон Колледже (Wheaton College).
Ами Янг и другие бывшие члены утверждают, что практики этой группы жестоки и находятся на грани культовых. Поэтому они ходатайствовали о запрещении Университетскому Библейскому Содружеству проводить там свою Конференцию, на которую, как ожидается, завлекут 1000 человек со всего Среднего Запада США.
Но Уитон Колледж, консервативный христианский ВУЗ, заявил, что не станет отменять эту Конференцию. Представитель колледжа заверил, что сотрудники проверили эту группу, которую хотя и критикуют студенты, и должностные лица некоторых университетов, но отказывать им один раз использовать помещения университетского городка нет никаких оснований.
Одна из критиков, Ами Янг, говорит, что в самом начале ей нравилось то, что она слышала и видела в этой организации. Со временем она стала принимать более активное участие в ее деятельности, и, в конечном счете, стала «учителем Библии».
Но, по ее словам, тревожные признаки для нее проявились только через несколько лет членства в UBF, которое она и покинула в 1999 году.
«Когда Вы впервые встречаетесь с ними, Вам кажется, что они самые лучшие в мире. Это следствие «бомбардировки любовью» – говорит Янг, имея в виду практику, когда новобранцам показывают только положительную сторону организации.
«На самом деле у них существует большое количество негласных правил. Они хотят выбирать не только того, на ком Вам следует жениться, но и когда Вам жениться, и где жить. Они давят на Вас, чтобы Вы отрезали отношения с семьей и друзьями» – утверждает она. «Очень трудно покинуть эту группу, потому что они – это всё, что у Вас остается».
Марк Вусекович (Mark Vucekovich), пастырь Чикагского отделения UBF, яростно отрицает, что их организация является культом. Он утверждает, что недоброжелатели могут упрекать их, потому что не нашли ответы на вопросы, которые надеялись найти.
«Мы ни каким образом не стараемся ранить людей, и не пытаемся как-нибудь наносить вред их жизни» – заявил он. «Нашей целью является распространение Благой Вести Иисуса и помощь людям, чтобы те, услышав Его послание, покаялись, поверили Ему и следовали учению Библии».
Тем не менее, Вусекович признал, что их церковь имеет авторитарную наклонность.
Так, например, эта организация советует своим членам избегать знакомств (с противоположным полом). Также Вусекович подтверждает, что их лидеры предлагают своим членам партнеров для вступления в брак после [по его словам] «обдумывания, кто с точки зрения лидеров, может тем подойти. Но мы никого из людей не заставляем вступать в брак».
Кэрол Энн Пол (Carol Ann Paul), Директор по оказанию услуг проведения конференций Уитон Колледжа, подтвердила, что заявления Ами Янг и других людей серьезно рассматривались.
Протестующие обращались к Президенту Колледжа Дайяне Лифтин (Duane Litfin), а также к членам Родительского Совета и членам совета директоров университета.
«Мы проверяли их заявления с помощью весьма уважаемых людей, и мы не нашли никаких оснований в этом случае идти им навстречу» – заявил Пол. «Здесь речь идет о нашем контракте с UBF на использование наших помещений. Мы не одобряем их. Мы всего лишь сдаем им в аренду наши объекты».
Рональд Энрот (Ronald Enroth), профессор социологии в Уэстмонт Колледже (Westmont College) в Санта-Барбаре, штат Калифорния (Santa Barbara, Calififornia), был одним из экспертов, с которым связывался колледж до подписания контракта на аренду помещений для UBF-овской конференции.
Рональд Энрот (Ronald Enroth), который много пишет о культах, посвятил UBF целую главу в своей книге «Жестокие церкви» («Churches that Abuse»), написанную в 1992 году.
«Основываясь на моем знании их в начале 1990-х годов, я бы не стал называть их безоговорочным культом» – сказал он. «Но я бы хотел заявить, что они ... потенциально духовно жестоки (spiritually abusive)».
Несмотря на то, что UBF имеет свои отделения в десятках стран, ее практики подвергались критике со стороны студентов и должностных лиц различных университетов таких, например, как Иллинойский Университет в Чикаго (University of Illinois at Chicago (UIC)) и Университет им. Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) в Балтиморе (Baltimore).
В 1993 году «UIC News», издание университетского департамента по связям со средствами массовой информации, опубликовало рассказ об Университетском Библейском Содружестве, присутствовавшем на территории кампуса, под названием: «Иллинойский Университет в Чикаго тревожит культовая вербовка». Капеллан (священник) Университета им. Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) в 2001 году в студенческой газете также выражал свою обеспокоенность по поводу UBF.
По заявлению представителя Университета Виннипега (University of Winnipeg) Кэтрин Анрух (Catherine Unruh) этот университет с 1980 года запретил деятельность UBF на своей территории.
Как она заявила: «После того, как мы получили от студентов множество жалоб по поводу попыток членов UBF завербовать (recruit) их, было принято решение о принятии мер, чтобы прекратить деятельность UBF на территории кампуса, запретив им больше появляться здесь».
UBF всего лишь выразила удивление, что в числе других попала в разряд культов.
Филипп Арн (Phillip Arnn), старший научный сотрудник «Watchman Fellowship», организации по предупреждению от культов в Арлингтоне, штат Техас (Arlington, Texas), не пошел настолько далеко, чтобы называть Университетское Библейское Содружество культом. Но он сказал, эта организация известна своими авторитарными порядками.
«Здесь проблема не столько в их теологии, сколько в сомнительной внутренней организации» – утверждает Арн. «Они контролируют, с кем Вам встречаться, сколько часов Вы должны потратить на вербовку других членов. Это очень контролирующая обстановка».
Дон Вейнот (Don Veinot), президент «Христианской Программы Среднего Запада» («Midwest Christian Outreach»), христианского научно-исследовательского центра, имеет аналогичное мнение по поводу UBF:
«На первый взгляд какая-либо группа может иметь нормальную теологию, но быть социально жестокой (abusive). UBF соответствует этой категории. Там присутствует авторитарное манипулирование, что может выливаться в чрезвычайные злоупотребления (abusive), которые сопровождает его».
Вейнот добавил, однако, что между духовным руководством и манипулированием может быть порой лишь тонкая грань.
«У Вас может быть доминирующий пастор, который поступает культовым образом, но это не делает религию культом» – сказал он. «Как только люди осознают характер злоупотреблений, они решают оставить эту церковь и переходят в духовно здоровую для них церковь».
Однако, и Ами Янг, и другие, кто выступает против проведения Конференции UBF на территории Уитон Колледжа заявили, что эту организацию не принимают у себя главные религиозные учебные заведения.
«Это для меня изумительно, что университет с такой репутацией, как Уитон Колледж, станет принимать у себя эту группу» – сказала Дизайя Рей (Desiree Ray), которая также подписала обращение к этому ВУЗу.
Рей, которая порвала с UBF в начале 1980-х годов, после того, как была его членом во время своей учебы в Университете Толидо (University of Toledo), говорит, что ее там никогда физически не принуждали поступать против своей воли.
Давление – как утверждает она, а также и другие, – как правило, было больше психологическим: например, насаждение глубоко коренящихся страхов, что если не будешь повиноваться лидерам этой организации – подвергнешся божественной каре.
«Конечным результатом моего вовлечения в деятельность UBF стало то, что мне пришлось оставить учебу в колледже, и переехать в Северную Каролину (North Carolina), чтобы забыть свою жизнь в этой организации» – говорит Рэй. «Многие из тех, кто попадает в культы, особенно молодые люди, являются очень интеллигентными людьми. Но их легко одурачить, потому, что в своем юном возрасте они действительно хотят сделать что-то большое в своей жизни».
Пол (Carol Ann Paul) предостерегала студентов, чтобы во время летних каникул они не имели контактов с UBF, во время ее конференции.
«Существует множество организаций, позицию которых не следует приветствовать. И их, по тем или иным причинам, надо запрещать или помещать в «черные» списки» – сказала Пол. «И, когда это будет происходить, тогда любой сможет выражать свое несогласие с конкретной организацией».

Конференция ректоров германских университетов предупреждает о культе

HRK warns of cult

Из выпуска газеты Технического Университета Илменау (Ilmenau) (Германия) от 30 июня 1999 года

Председатель конференции ректоров германских университетов («Hochschulrektorenkonferenz», HRK), профессор Клаус Ландфрид (Klaus Landfried) в своем циркуляре предупредил об опасности библейской группы «Университетское Библейское Содружество» (UBF), занимающейся миссионерской деятельностью в ВУЗах Германии. Он сообщает, что эта, распространенная по всему миру, группа сектантского типа («sektenähnliche Gruppierung»), имеет уже десять отделений («центров») в Западной Германии, и сейчас пытается распространить свою миссионерскую деятельность на большее количество университетов, включая Восточную Германию. Профессор Ландфрид обратился к руководству ВУЗов, призывая их отказаться от любой поддержки UBF и, если потребуется, использовать свои внутренние полномочия для ограничения деятельности этой организации.
Согласно данному циркуляру, UBF-овский взгляд на христианскую жизнь соответствует радикальному библицизму. В качестве формы организации и методов вербовки UBF применяет систему «пастырства» («shepherding»), согласно которой более продвинутый «пастырь», с целью евангелизации, ищет «агнца», и склоняет его к принятию своего взгляда на веру, что сопровождается контролированием всех областей интеллектуальной и личной жизни его пасомого. Система «пастырства» содержит риск попадания в зависимость [от своей организации и «пастыря»], по крайней мере, применительно к незрелым людям (например, студентам во время экзаменационных сессий), на которых в первую очередь и нацеливается эта группа. Это может приводить к тому, что члены UBF, пренебрегая своей учёбой и социальными контактами, готовы заниматься исключительно миссионерской деятельностью UBF, передавая этой организации свою собственность и деньги, а также вступая в брак с малознакомыми им членами этой организации.