Университет Виннипега (Канада) запретил корейскому культу вербовать студентов на своей территории


Статья из газеты «Свободная Пресса Виннипега» («Winnipeg Free Press»), опубликованная 25 октября 1986 года.
Автор: Кэтрин Бейнбридж (Catherine Bainbridge)

Членов этой группы осудили за использование методов реформирования сознания и психологическое насилие, что привело к тому, что деятельность этой организации была запрещена на территории Университета Виннипега (University of Winnipeg).
Университетское Библейское Содружество три года назад приехало в Канаду из Кореи, и занимается активной вербовкой (recruiting) в свои ряды студентов университетов и колледжей Виннипега.
В основном, это корейские женщины-миссионерки, которые в своей организации выступают в роли «пастырей». Они регулярно занимаются вербовкой студентов в Университете Виннипега, который находится всего в нескольких кварталах от UBF-овского «дома Библии» по улице Шербрук (Sherbrook).
«Их здесь всегда полно» – говорит Кэролин Кребс (Caroline Krebs), президент Студенческой Ассоциации Университета Виннипега.
«Это довольно тревожно. Они в библиотеке, кафетерии и коридорах – надоедают и беспокоят людей».
Кребс заявила, что университет несколько раз предупреждал членов UBF, чтобы они не занимались вербовкой на территории их кампуса, и, в конечном итоге, был вынужден прибегнуть к их запрещению.
Сотрудникам службы безопасности университета было поручено выпроваживать членов UBF, которые будут уличены в приставании к студентам – заверила она.
«Когда заканчиваются занятия, они всегда «тут как тут»» – сказала она. «Они, безусловно, весьма упёртые».
Кребс заявила, что миссионеры UBF начали приглашать студентов Университета Виннипега в декабре прошлого года, и продолжали вплоть до этого лета.
По словам сотрудника безопасности университета, даже хотя один из членов недавно был уличен в этом нарушении, а другим в присутствии офицеров Виннипегской полиции заявляли, что их деятельность находится под запретом, они почти каждый день продолжали заниматься вербовкой в Университете Виннипега.
Как написано в буклете, распространяемой этой группой, они называют себя христианской организацией по изучению Библии, задача которой заключается в распространении Евангелия в университетах.
Но как утверждает Горд Гиллспи (Gord Gillespie), пресс-секретарь Манитобского Информационного Центра по Культам (Manitoba Cult Awareness Center), эта группа использует классические методы вербовки новых членов, со временем изолируя их от друзей, семьи и общества.
«Они весьма профессиональны и очень хорошо организованы» – говорит Гиллспи. «Они так же плохи, как и любые другие – мунисты, кришнаиты и сайентологи».
По словам Кребс, корейские женщины, как правило, приглашают молодых белых мужчин-студентов, в то время, как их мужчины приглашают девушек.
«По всей видимости, они стараются найти людей, которые выглядят социально неуверенно».
Как говорит Гиллспи, молодежные культы, как правило, привлекают созерцательных и идеалистичных молодых людей, часто в такое время, когда они ищут смысл своей жизни.
«Это печальная ситуация» – говорит он. «Подобные культы всегда притягивают людей интеллигентного типа, которые хотят что-нибудь сделать для общества, и найти пути по его улучшению».
Он сказал, что пока не располагает детальной информацией об этой Виннипегской группе, которая до сих пор является единственным отделением UBF в Канаде, поскольку только сейчас начинает обнаруживаться психологический вред, нанесенный бывшим членам UBF в США.
«Выясняются неприятные вещи, и мы только сейчас начинаем узнавать о них».
Бланше Браунс (Blanche Brauns), глава анти-UBF-овской группы в Чикаго, заявила, что она направила письмо в антикультовые организации о том, что практики UBF только на словах кажутся христианскими, но многие из тех, кто покидает ее, в том числе ее сын, страдают психологическими проблемами, когда после выхода из UBF начинают снова адаптироваться в обществе, особенно те, кто не прошел психологические консультации и курс по реабилитации.
«Со стороны кажется, что UBF является очень христианской группой с христианскими убеждениями» – говорит она.
«Но они искажают Писания в соответствии со своими целями, а их поведение, и практики отвратительны».
По заявлению другой матери, присоединившейся к анти-UBF-овской группе после того, как ее сын угодил в UBF, лидеры этой организации разрушили чувство самоуважения ее сына, при помощи методов насаждения чувства вины и использования публичных исповедей, со временем формируя у своих последователей видимость того, что они являются их спасителями и богами.
«Пэт (Pat) находился там лишь в течение короткого времени» – сказала она.
«Но, несмотря на это, потребовалось целых пять дней, чтобы депрограммировать его. Он попал в такое положение, что без разрешения своего «пастыря» не мог ступить ни одного шага».
«Это – не религиозная проблема. Это – контролирование сознания [«mind control», в просторечии – «промывание мозгов», с той лишь разницей, что в отличие от классической «промывки мозгов», здесь методы физического принуждения, как правило, не применяются]» – убеждена она.

Во имя Божье: новый корейский культ ищет адептов в кампусах г. Виннипег (Канада)


Статья из канадской газеты «Свободная пресса Виннипега» («Winnipeg Free Press»), опубликованная 25 октября 1986 года.
Автор: Кэтрин Бейнбридж (Catherine Bainbridge)


Скан оригинальной
 газетной статьи (1 часть)
Скан оригинальной
газетной статьи (2 часть)


Друзья Кейта (Keith) заявляют, что больше никогда его не видели. Кейт, 22-х лет, является выпускником университета по специальности химическая технология. Раньше он увлекался боевыми искусствами, книгами, записью своей музыкальной коллекции. Но в течение 4-х месяцев ему пришлось всё это бросить.

Эксперты по культам утверждают, что Кейт сейчас теряет свою семью, деньги, личность, и, вероятно, контроль над своей жизнью, в Университетском Библейском Содружестве (University Bible Fellowship). UBF, которое три года назад пришло в Канаду из Кореи, уже имеет 20 отделений в Соединенных Штатах Америки, и в десятках стран по всему миру, а сейчас пышным цветом расцветает и в Виннипеге. Как написано в буклете этой группы, сами себя они называют христианской организацией по изучению Библии, задача которой заключается в распространении Евангелия в университетах.

Но, по мнению всемирно известного социолога, доктора Рональда Энрота (Ronald Enroth) из Калифорнии, который опубликовал шесть книг по вопросам североамериканских культов, «UBF является частью новой волны авторитарных групп, в своей практике применяющих контролирование сознания, которые быстро заменяют такие традиционно молодежные группы, как кришнаиты и мунисты».

«И это является огромной проблемой» – утверждает Энрот. «Эти группы, которые делают вид, что находятся в рамках традиционного христианства (а не завозной религии), представляют сейчас образец роста». Об этом можно судить хотя бы по тому, что на еженедельном воскресном богослужении этой группы участвует уже около 70 студентов, находящихся на разных стадиях вовлечения в UBF Виннипега – пока это их единственное отделение в Канаде.

Миссионерка

На изучения Библии в UBF студентов в основном приглашают корейские миссионерки, которые внутри организации выполняют «пастырские» функции. Эти женщины пристают к студентам в коридорах, библиотеках и столовых университетских городков Виннипега, а также и в самом Университете Виннипега (University of Winnipeg), который находится всего в квартале от «дома Библии» UBF по улице Шерброк (Sherbrook), как утверждают официальные лица университета.

Для Кейта, уроженца г. Томпсон (штат Манитоба) (Thompson, Manitoba), всё началось в июне, когда за неделю до выпускного экзамена около Общественного Колледжа на Красной реке (Red River Community College) к нему подошла некая Руфь (Ruth) и спросила, хочет ли он изучать Библию.

«В то время он был тревожен и угнетен – говорит его друг с детского сада и бывший сосед по общежитию, – вот каким образом они заполучили его». Всё началось с нескольких интенсивных изучений Библии «один-на-один» (1:1) с Руфью, его личным пастырем. Затем, по словам его друга, Кейт стал участвовать на воскресных службах в «доме Библии», изучениях по ранним утрам, а через несколько месяцев он уже каждый день участвовал на различных мероприятиях UBF.

По словам его друга, Кейт недавно переехал из квартиры, где они жили втроем, и сейчас живет в Шерброке в 30 метрах от UBF-овского «дома Библии».

«Он заявил нам, что мы не достаточно духовны для него» – сказал он. Также Кейт стал редко звонить своим родителей, а когда друзья пытались поговорить с ним наедине, члены UBF всегда оказывались рядом. По словам друга: «За несколько месяцев он полностью изменился. Раньше он был действительно приятный, скромный и веселый парень, а сейчас стал полной противоположностью».

Его уже ничего не волнует

«Когда-то он был энергичным человеком. Сейчас он живет ограниченно, и его уже ничего не волнует, как будто бы он всю жизнь собирается быть подсобным рабочим». По словам его друга, Кейт, работая сотрудником по контролю качества в ресторане, зарабатывает 8 – 9 долларов в час, и всю свою зарплату относит в UBF. Несмотря на то, что он записан на несколько вечерних учебных курсов в Университете Виннипега, как признался сам Кейт одному из своих друзей, он посещает эти занятия исключительно для того, чтобы приглашать новых членов в Университетское Библейское Содружество.

Гордон Гиллспи (Gordon Gillespie), сотрудник Манитобского Информационного Центра по Культам (Manitoba Cult Awareness Center) сказал, что получил уже множество звонков от озабоченных родителей по поводу UBF. «Пока мы еще не достаточно знаем о них – сказал он – но до нас уже начинает доходить информация об ущербе, который они уже нанесли в США, и сейчас мы пытаемся получить более подробную информацию».

В США, где UBF функционирует уже более десяти лет, бывшие члены инициировали публичную кампанию по предупреждению людей о деятельности этой группы. Том Браун [имя изменено] в течение 4,5 лет находился в американском UBF, пока родители не вытащили его оттуда. И только сейчас, в 27 лет, после депрограммирования, реабилитации и трех лет тщательной корректировки проблем, Браун смог сказать, что восстановил свою жизнь, прерванную в 1979 году.

«Это было похоже на духовное изнасилование. Они применяют к Вам насилие, но вы реально этого не осознаете до тех пор, пока Вас не придавит тяжкий груз, но к тому времени Вы уже слишком далеко». Браун сказал, что он был самым первым американцем – членом UBF в США. Он стал «фулл-тайм пастырем» (работая на UBF полный рабочий день), и посвятил всю свою жизнь на благо UBF, и его лидера Самуэля Ли (Samuel Lee).

«Никто не был так предан UBF, как я» – утверждает Браун, в настоящее время де-программист, который сыграл важную роль в создании анти-UBF-ской группы в Чикаго. Он утверждает, что UBF-овская индоктринация (indoctrination – идеологическая обработка, внушение определенных идей) является очень профессиональной и тщательно продуманной системой, которую эксперты по культам обычно называют психологическим тоталитаризмом.

«Новоиспеченных членов постепенно отучают от семьи, прежних друзей и всех других видов деятельности, за исключением тех, которые непосредственно связаны с UBF» – утверждает Браун. Цель этого заключается в том (хотя об этом они, разумеется, никогда не говорят новобранцам) – чтобы люди посвятили свою жизнь организации UBF, под полное и абсолютное повиновение Самуэлю Ли, и его учениям.

«Слово Бога всемогуще, поэтому он требовал повиновения»

Самуэль Ли, чье настоящее имя Чанг Ву Ли (Chang Woo Lee), на пару с бывшей пресвитерианской миссионеркой, американкой Саррой Берри (Sarah Barry) основал UBF в 1960-х годах в Южной Корее. В 1976 году среди корейских членов UBF произошли разногласия из-за того, что, по их заявлениям, Ли злоупотреблял своей духовной властью, что стало причиной разделения организации и переезда Ли, и Берри в США, где они в настоящее время контролируют деятельность UBF из своей штаб-квартиры в Чикаго.

Благодаря тому, что в Виннипеге три года назад открылись вакансии операторов швейных машин, более 20 корейских миссионерок иммигрировали в Канаду, и положили здесь начало UBF-овской миссии.

Есфирь Ким (Ester Kim), глава Виннипегского отделения UBF, никак не отреагировала на звонки нашей газеты («Winnipeg Free Press»). Поэтому я назвался студентом философии, который интересуется изучением Библии, и организовал, чтобы меня пригласили в UBF Виннипега. Когда я позвонил по поводу изучения Библии, директор отделения Эсфирь Ким не ответила по телефону, что на проводе «Университетское Библейское Содружество», а просто сказала «привет». Она сказала, что никто не говорил ей обо мне, и спросила, кого я знаю в их организации. В качестве поручителя я использовал имя друга Кейта, который ранее организовал мою встречу и обсуждение UBF-овского изучения Библии с Кейтом.

Ранним утром я прибыл по адресу 386 Шерброк (Sherbrook). На двухэтажном доме не было никаких признаков, указывающих на присутствие здесь UBF, а все окна первого этажа этого белого здания были занавешены. Когда я вошел, в комнате сидели и читали три корейских женщины в возрасте от 25 до 35 лет. Они все уже знали мое имя и сказали, что ждут меня. Одна из них встала и приветствовала меня с теплой улыбкой, и мягким рукопожатием.

«Меня зовут Анна Ким – представилась она – я слышала, что Вы интересуетесь изучением Библии». Ким была самой младшей среди них. Она, как и другие женщины, была одета в простое платье, низкие каблуки, и не имела никакой косметики. Но у всех троих волосы имели завивку. Как позднее сообщил Браун, такой стиль прически является одним из UBF-овских требований к своим женщинам. Ким посадила меня за большой стол, где все еще сидели две другие женщины. Женщины поощряюще улыбались, но оказалось, что вести изучение будет сама Ким.

Вопросы по книге Бытие

Она начала с того, что положила передо мной страницу вопросов по теме первого изучения – книга Бытие, первая глава – а затем принесла мне чашечку чая. В комнате было тихо, за исключением того, что из подвала раздавался какой-то мужской голос, распевающий гимны. Эта комната была похожа на школьный класс, с большой картой на стене и стоящими в углу томиками Библии. Несмотря на то, что вокруг стола стояло несколько стульев, Ким села прямо рядом со мной. «Сейчас для изучения мы поднимемся наверх» – сказала она.

Комната наверху была гораздо меньше, но также была покрашена в белый цвет, и мало украшена. Ким села напротив меня за небольшой стол, и начала вслух молиться за то, чтобы моё сердце смирилось. «Теперь мы споем гимн» – заявила она, и сама спела четыре куплета. Потом стала задавать вопросы о моей учебе в университете, друзьях и семье. «Тебе порой не кажется, что у тебя нет цели в жизни?» – начала она. «Мир настолько запутан, не так ли?» – спросила она, добавив, что во время наших с ней занятий, мне не надо стесняться говорить о своих личных проблемах.

Читая заранее подготовленные записи, которые, по словам Брауна, по всей видимости, были изначально написаны Самуэлем Ли, Ким вела меня, стих за стихом, по первой главе книги Бытие, объясняя ее смысл. Она клонила к таким выводам: Божье слово всемогуще. Оно требует полного повиновения Его слову, молодежь должна прийти к Нему, прежде чем станет потеряно, и всё вышеуказанное может произойти только под контролем определенного окружения.

«Раньше моя личность была искажена и извращена – призналась Ким – я была так изменена, что даже не узнавала себя». По ее словам она была приглашена в UBF более пяти лет назад, когда заканчивала университет в Корее. Она говорила о том, что у нее была хорошая работа по обучению маленьких детей, которых она любила, но оставила всё, чтобы поехать в Канаду миссионеркой. Она сказала, что уже не заботится о мирских вещах, таких, как, например, карьера и работа. Она работает только для еды. По ее заверению, ее истинная миссия – быть миссионеркой UBF.

«Ты увидишь, как мы дальше научимся, что у Бога есть цель также и для твоей жизни». Это изучение «один-на-один» продолжалась в течение 3,5 часов. В конце него Ким молилась, чтобы я продолжил изучение Библии. Она попросила мой номер телефона и адрес, назначив следующее занятие на завтрашний вечер. К этому времени от меня требовалось подготовить ответы на вторую часть вопросов, основанных на трех стихах второй главы книги Бытие. Ким также попросила меня написать «согам» (личное «свидетельство») («sogam» – что в переводе с корейского означает «прямо из сердца») о моих впечатлениях по поводу первого занятия.

Первый этап
Как и говорил Браун, я начал с прохождения первой ступени четко определенного процесса, направленного на постепенное втягивание новобранца в деятельность UBF. Лидеры называют этот первый этап «бомбардировкой любовью». «Пастыри демонстрируют новому «агнцу» (ученику), как ему может показаться, безусловное признание и любовь» – описывает Браун. «Если Вы стеснительны и немного неуверенны в себе, то окружающая обстановка позволит Вам почувствовать себя в безопасности, и сильнее открыться тому, что они внушают Вам».

В течение каждого изучения Библии «один на один» (1:1) «агнца» поощряют к тому, чтобы он потихоньку открывал информацию о себе с помощью метода «согамов» (свидетельств) – свои страхи, чувство вины, и свои уязвимые места. «Вот здесь-то и начинается манипулирование. Подобная информация оборачивается для этих людей тем, что впоследствии станет для них источником боли». Потом наступает вторая стадия: «В дальнейшем все направлено к тому, чтобы изолировать Вас» – утверждает Браун. «Если им удастся отрезать Вас от общения с Вашими друзьями, родственниками и людьми, которым Вы доверяете, тогда они могут заменить их, и полностью заполнить Вашу жизнь».

«Они добиваются того, чтобы полностью захватить Ваше время» – говорит он. Сначала Вам придется делать выбор между: поехать домой на праздник Благодарения, в выходные дни и летние каникулы – или заниматься в UBF. Браун сказал, что его «пастырь» заверял его, что родители не поймут его новых жизненных взглядов и, скорее всего, будут за это подвергать его гонениям. Когда это произошло, «пастырь» объяснил, что он знал, что сатана будет через них работать.

«Пастырь» также подталкивает своего «агнца» к принятию финансовых обязательств перед UBF. Браун сказал, что его «пастырь» определил ему, что минимальное пожертвование составляет 50 $ в месяц. По его словам, в свой последний год членства в UBF он платил этой организации уже по 200 $ каждый месяц. «Он слышал о некоторых людях, которые жертвуют на организацию до 80 процентов от своей зарплаты» – говорит он. «Когда я был там, по моим подсчетам каждый год в организацию поступало более 300 000 $». Нового «агнца» таким способом обрабатывают, в среднем, в течение нескольких месяцев – сказал он.

Разрушение собственного «я»

По словам Брауна, когда он покинул дом, и переехал к членам UBF, для него начался третий этап – уничтожение его собственного «я». Он сказал, что влюбился в одну девушку из этой организации, но поскольку подобные чувства почитаются грехом в этой группе, он не сказал об этом своему «пастырю».

«Когда мой «пастырь» узнала об этом, она пригвоздила меня к стене. Она постоянно обрабатывала меня, каждый день кричала на меня, упрекала, уязвляя меня во все слабые места, говоря о том, каким отвратительным грешником я являюсь». Браун сказал, что его также направили для покаяния к Самуэлю Ли, а там уж его «я» было окончательно сломлено.

«Они просто продолжали обрабатывать меня до тех пор, пока я, наконец, не сломался. На одном собрании я просто начал плакать на глазах у всех. Я рыдал в течение часа. Когда Самуэль Ли увидел, что я достиг этой точки, наконец, он сказал, что теперь они смогут спасти меня».

«Это является классическим методом промывания мозгов (brainwashing), который использовался в отношении военнопленных. Они ведут Вас к этому переломному моменту, а затем становятся Вашим спасителем, и перекраивают Вас по тому образу, какой от Вас захотят». Последний этап представляет собой серию проверок (тестов) на лояльность «агнца» к точному и абсолютному повиновению Богу, которым, на самом деле, является само UBF. Лидеры будут прибегать даже к физическому насилию, если упрямые члены отказываются ломаться.

Браун сказал, что перед Самуэлем Ли благоговели, как пред личностью Самого Христа, и он обладал огромной властью над жизнью отдельных членов своей организации, включая то, что лично назначал браки между своими членами. «Я знаю, что Ли нравилось это – утверждает Браун – я уверен, что он испытывал удовольствие от ощущения своей власти над жизнями людей».

Что касается Кейта и других студентов в UBF Виннипега, выход из этой организации может оказаться очень сложным делом. «Если они уже живут в этой группе, то их практически невозможно оттуда вытащить» – говорит Гиллспи. «Многим людям приходилось против воли вытаскивать оттуда своих детей».

*** (В интересах неприкосновенности частной жизни, имена основных, упоминавшихся в этой статье, людей были изменены)

Последователи культов

Евангельские группы занимаются жесткой вербовкой в университетах Британии

Статья из британской газеты «The Guardian» от 20 июня 2000 года
Автор: Венди Уоллес (Wendy Wallace)

Родители, посылающие этой осенью своих детей в университеты, наверняка, серьезно предупреждают их о безопасном сексе, крепких напитках и об экономной трате студенческих стипендий. Лишь немногие напутствуют своих молодых отпрысков, чтобы те остерегались дружелюбных товарищей-студентов, которые подходят к ним в коридорах с целью поговорить об изучении Библии, или вручают им буклеты с призывами за мир во всем мире.
Хотя такого рода методы обычно используют крайние религиозные и эзотерические группы, которые в последнее время расплодились как грибы, стараясь проникнуть даже в сферу высшего образования. Как сказал один университетский капеллан (священник): «Сейчас любой студенческий городок представляет собой восточный базар, где различные группы, наперебой зазывая студентов, бьются за их умы и сердца».
В то время, как некоторые движения безвредны или благотворны, другие оказывают на студентов жесткое психологическое давление, имея мотивы превратить их жизнь в средство для добывания денег и вербовки новых членов. Сарре Коуп-Фолкнер (Sarah Cope-Faulkner) сейчас 30. Ее студенческий товарищ, который был «очень дружелюбен, очень открыт и всегда хотел проводить время со мной», вовлек ее в деятельность одной евангельской христианской группы.
В то время, будучи студенткой второго курса на факультете бизнеса и экономики Университета Волверхемптон (Wolverhampton University), Коуп-Фолкнер описывает себя как одну из типичных «не особо религиозных англиканок». Но под влиянием своего нового друга она, быстро пройдя через серию изучений Библии и собраний, «покаялась», крестилась, и стала полноправным членом той церкви.
«Когда Вас крестят, Вы присоединяетесь к церкви, и с этого момента Вашей обязанностью является поиск новых членов. Кроме 10 процентов от Вашего дохода, также нужно приносить еще и «дары любви», и участвовать на собраниях» – говорит она. «Вас заставляют почувствовать, что Вы обязаны это делать; в противном случае – Бог не будет Вас любить».
Сарра разорвала отношения со своими старыми друзьями, отдалилась от своей семьи – «они сказали мне, что не следует посещать их, потому что я еще не вполне духовна, чтобы противостоять греховному окружению» – и все больше и больше отказывалась от университетской жизни.
«Я прилагала все усилия, чтобы справиться со своей учебой, но мои оценки становились все ниже и ниже, потому что мои мысли всегда витали в другом месте. Ни один из моих преподавателей не знал меня достаточно хорошо, чтобы понять, что же со мной происходит».
Она ушла из Международной Церкви Христа (Бостонское движение) через 15 месяцев, став на 1500 фунтов стерлингов беднее, получив нервный срыв, и вылетев из университета, не сдав экзаменов.
«Мне понадобился целый год, чтобы начать восстановление своих нормальных функций и вырваться из зависимости от анти-депрессантов» – говорит она. «Это было одной из форм психологического насилия. Они сидят у меня в голове, и их очень трудно выветрить оттуда». В Информационном Центре по Культам (The Cult Information Centre), возглавляемым бывшим членом культа Яном Хайворсом (Ian Haworth), подчеркивают, что студенты являются главной мишенью для культов. «Наиболее вероятный кандидат на членство в культе – это человек со средним и выше среднего уровнем интеллекта, хорошо образованный, идеалистичный и умственно активный» – утверждает он. «Университетские кампусы наполнены такими – умными, интеллигентными людьми».
По его словам, проблема заключается в том, что студенты не видят себя в качестве объекта для культовой вербовки. «Если вы придете и заходите прочитать лекцию о культовой безопасности – говорит он – студенты даже не покажутся на ней». Это потому, что они ошибочно полагают, что уж кого-кого, а их никакой культ не завербует. Но потом оказывается, что они все-таки попадают в культы, потому что уязвимы; в этом-то и проблема».
Международная Церковь Христа (известная также как Лондонская Церковь Христа, Бирмингемская Церковь Христа и т.д.) и не скрывает, что заинтересована именно в студентах. В своем издании от 1990 года «Сиять, как звезды», свое служение среди студентов там описывают как «курицу, несущую золотые яйца», и студентам-вербовщикам настоятельно рекомендуют «установить личную цель, чтобы каждый день знакомиться и приглашать 10 – 20 новых знакомых». «Особенно обратите внимание на тех, кто кажется открыт и старайтесь посещать их каждый день. Главное состоит даже не в том, чтобы тратить на них как можно больше времени, но чтобы это время проходило увлекательно. В общем, 30 минут или чуть меньше – достаточно».
Как только контакт достигнут, члены Церкви Христа становятся настойчивы. Одна студентка, которая недавно приняла участие на Воскресном собрании на севере Лондона, еще находясь в метро по дороге домой, уже получила от этой группы два сообщения на свой мобильный телефон.
В 1998 году капелланы Кардифского Университета (Cardiff University) опубликовали, сформулированное в категорических выражениях, предупреждение для студентов о практиках и методах Церкви Христа. Пол Оверенд (Paul Overend), англиканский священник в Кардиффе, говорит: «Мы все ищем смысл и значение своей жизни, и это хорошо, если посредством этого нами не злоупотребляют. Но зачастую взамен их любви к нам, они могут предлагать пожертвовать своей свободой, и студенты очень уязвимы к этому». Церковь Христа десять лет назад была запрещена в Университете Бирмингема (University of Birmingham).
«Они вели агрессивную вербовку на территории университета и вмешивались в жизнь студентов, как будто бы это был их бизнес» – заявил пресс-секретарь. «Как только студентов удавалось вовлечь в свою деятельность, их подвергали интенсивному давлению, которое чинило препятствие их учебе».
Но некоторые люди в системе высшего образования в настоящее время считают, что попытки запрещения таких групп неэффективны. Некоторые из этих должностных лиц были запуганы угрозами судебного преследования; другие беспокоятся, что культы оставляют свои палатки на Ярмарке абитуриентов, чтобы использовать еще более изощренные и трудно контролируемые полицией тактики внедрения в студенческие общежития.
Город Лидс (Leeds) со своими 50 000 студентами является хорошим местом для подобной охоты (hunting). «Это, безусловно, вызывает беспокойство» – говорит капеллан Университета Лидс (Leeds University) Саймон Робинсон (Simon Robinson). «Мы имеем множество новых религиозных движений, которые приглашают студентов неподалеку от территории университета. У нас нет никакой процедуры их запрещения, но имеется эффективная стратегия повышения уровня информированности о потенциальной опасности присоединения к таким группам».
Финансируемая правительством благотворительная организация «Inform» предоставляет информацию о новых религиозных движениях, имея в своей базе информацию о более чем 2000 религиозных групп, начиная от крупных международных организаций, таких как Сайентологи (Scientologists), и заканчивая теми, которые имеют лишь горстку последователей. «Несомненно, существуют такие группы, которые нацеливаются конкретно на студентов университетов» – говорит представитель по связям с прессой Аманда Ван Экк (Amanda Van Eck). «Зачастую студенты не имеют никаких обязательств, поэтому им кардинально легче изменить свою жизнь. Они молоды и энергичны, поэтому, если какая-то группа ищет миссионеров, студенты будут популярны».
«Я обеспечиваю университетских капелланов листовками об этих движениях, включая Школу Экономических Наук (School of Economic Science), Раджнишизм (Rajneeshism) (сейчас оно называется Ошо (Osho)), и «Братство Иисуса» (Jesus Fellowship)». Университетское Библейское Содружество (University Bible Fellowship, UBF) – имя, которое регулярно выходит на поверхность, когда речь заходит о вербовке студентов. Также Церковь Унификации (Муниты) (Unification Church) – и вездесущая Международная Церковь Христа (International Church of Christ).
Когда разговор заходит о членстве молодых людей в таких сектах и об их вероучении, то такие вопросы, как: что представляют собой культы и новые религиозные движения, как они эксплуатируют, допускается ли там личный выбор – приобретают особый характер. Стивен Уильямс (Stephen Williams), старший англиканской капеллан (священник) в университетах Лондонской епархии, когда к нему приходят родители, озабоченные тем, что их сын или дочь присоединились к какой либо подобной группе, хладнокровно заявляет им, чтобы они не волновались.
«Это своего рода поиск, поиск себя, своих целей и отношений с Богом, и само по себе не является плохой вещью» – утверждает он. «Большинство используют это в качестве отправной точки на пути к определенной системе убеждений, и не застревают на этом этапе». Когда же молодые люди надолго увязают в таких манипулирующих и обособленных группах, то результаты могут быть мучительны для их семей. Один из родителей, чей ребенок попал в культ, описывает это, как «ситуацию попадания в заложники».
«Родители очень, очень уязвимы» – добавляет он. «Мой сын в течение девяти месяцев находился в Церкви Объединения (Муниты), однако, это было похоже на девять лет. Мы оказывали на них огромное давление, и, в конце концов, они выпустили его домой, чтобы успокоить нас». Другие родители, чья дочь-студентка была завербована более года назад, и с тех пор не встречалась с ними, говорят, что это – «ужасные страдания». Те, кого беспокоит деятельность новых религиозных движений на территории университетов, к сожалению, мало что могут сделать. Студенческие организации могут принимать решения не признавать за этими религиозными организациями равные возможности, но на территории кампуса существует презумпция в пользу свободы слова, которая препятствует запрещению таких организаций.
Некоторые из тех, кто пытался инициировать запрет на сдачу в аренду помещений таким нежелательным организациям, подверглись угрозам судебного преследования. Многие группы культового типа любят заниматься сутяжничеством и достаточно богаты, чтобы оплачивать эти судебные издержки. «В любом британском университете, какой угодно культ может без всякого разрешения или затруднений придти и развернуть свою деятельность» – говорит один из университетских капелланов. «И студенты, которые всё в большей степени становятся духовно неосведомленными, в свои 19 лет сталкиваются с различными религиозными знатоками (гуру); поэтому у них нет никаких шансов понять, что является традиционным направлением, а что ненадежным и экстремистским культом».
«Необходимость учебы не является оправданием»
Студентка Салли Ейден (Sally Eyden), 22 лет от роду, участвовала на недавнем собрании Международной Церкви Христа в Лондоне.
«Сектор МЦХ северного Лондона для своих воскресных богослужений использует помещения Общественного колледжа Южного Камдена (South Camden Community College) – они проводят для студентов отдельную службу. Там было около 50 человек, все молодые, все энергично приветствовали и обнимали друг друга. Все они говорят на один манер, используя псевдо-американскую манеру растягивать слова, часто используя слово «awesome» (круто, классно).
«Это совсем не было похоже на наши традиционные церковные службы. Это было очень весело, в ход шли чай, кофе и закуска, и когда люди в зале были чем-то тронуты, они выкрикивали проповеднику: «Давай»! Это было больше похоже на мероприятие по сплочению коллектива, чем на религиозное мероприятие».
«Каждый человек казался невероятно счастливым и возбужденным. Но это были не обычные студенты. Никто из них не курит, не пьет спиртных напитков, не имеет секса до брака; людям даже не разрешаются поцелуи. Одна девушка сказала мне, что не будет целоваться со своим другом до тех пор, пока они не встанут перед алтарем: «Ну, мы все знаем, куда ведут поцелуи – к греховным мыслям, а потом и к падению» – заверила она».
«Речь проповедника была переполнена ссылками на то, что надо «приносить плоды» – идти и приводить в церковь новых членов. Эта служба была специально рассчитана на студентов: им говорили о том, что необходимость учебы не является оправданием – ты все равно должен прийти и поклониться, и что Бог идет на первом месте, потому что Христос умер за тебя».
«Они говорили об одном конкретном парне, у которого был новый «агнец» (ученик). Когда тот не явился на изучение Библии, потому что на следующий день ему надо было сдавать экзамен, его наставник до 11 ночи ходил вокруг его дома, чтобы только провести с ним изучение Библии. Это представляли как что-то очень похвальное».
«Я чувствовала неловкость и смущение. Казалось, что все знали мое имя, хотя я сказала его только паре человек. Я вернулась домой эмоционально и физически выжатой как лимон, и обнаружила, что члены церкви прислали мне уже два SMS-сообщения».