Коварная власть духовного насилия

Как распознать и избежать духовное манипулирование и ложную духовную власть внутри церкви.

Здесь размещены некоторые выдержки из этой книги. К сожалению, эта книга на русском языке пока не публиковалась. Перевод отрывков сделан отсюда:

The Subtle Power of Spiritual Abuse


Авторы книги: David Johnson & Jeff VanVonderen
Книга «Коварная власть духовного насилия» («The Subtle Power of Spiritual Abuse») была опубликована в 1991 году. В тот же момент она стала классикой – справочником, который одновременно и интересен, и трогателен, и полезен в практическом духовном смысле. Она оказалась чрезвычайно полезна и в моей жизни, и в жизни многих моих друзей. Я был рад обнаружить, что в Интернете эта книга включена практически в любой список рекомендованной литературы по проблематике духовного насилия. Кроме того, в интернете на эту книгу дается наибольшее количество ссылок, и она наиболее часто цитируема по данной теме.
Ниже приводится краткий конспект небольшой части этой книги. Если Вы найдете это полезным, купите эту книгу в печатном виде.
Книга «Коварная власть духовного насилия» посвящена всем труждающимся и обремененным, глубоко любимым Богом, но по причине духовного насилия обнаружившим, что Благая Весть каким-то образом превратилась в «плохую» весть.

СОДЕРЖАНИЕ:
Часть I: Духовное злоупотребление и его жертвы
Введение
1. «Помогите мне ...»
2. Духовное насилие не ново
3. Христиане, подвергшиеся духовному насилию
4. Система предварительных злоупотреблений
5. Как распознать злоупотребляющую систему
6. Если Вы не можете уйти
7. Духовное насилие в Писании
8. Повторное насилие жертв
Часть II: Авторитарные (злоупотребляющие) лидеры, и почему они становятся такими
Введение
9. «Потому что я пастор (пастырь) – вот почему!»
10. «Вы можете мне доверять»
11. Имидж – это всё
12. Оцеживая комаров и поглощая верблюдов
13. Груз религии
14. «Вход воспрещен»
15. Распространение «Евангелия»
16. Люди, которых «пожирают»
Часть III: Реабилитация от ран духовного насилия
Введение
17. Как не попасть в духовную западню
18. Возрождение ума
19. Возвращение правильного фокуса
20. Ответ один – бежать
21. Ответ второй – бороться
Эпилог
Обращение к тем, кто наносит духовное насилие


Что такое «духовное насилие»?
«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.» (Гал. 5:1)

«Духовные злоупотребления могут возникать, если какой-либо лидер использует свое духовное положение, чтобы контролировать других людей и доминировать над ними». (стр.20)
«Духовные злоупотребления могут также возникать, когда понятие «духовность» применяется, чтобы заставить других жить согласно некому «духовному стандарту». (стр. 21)
Духовные злоупотребления возникают тогда, когда «хотят заставить кого-то сохранять веру, или ... чтобы избежать законных вопросов», используя для этого внушение чувства стыда». (стр. 22)
«Когда Ваши слова и действия атакуют других людей или подрывают их репутацию, или ослабляют чье-то достоинство, как христианина – для того, чтобы удовлетворить Вас, Вашу позицию, или Ваши убеждения; в то же самое время, ослабляя или нанося вред другому – это есть духовное насилие». (стр. 23)
«Существуют духовные системы, в которых ... их члены используются для обеспечения потребностей своих лидеров ... Эти лидеры пытаются самореализоваться через религиозные результаты деятельности тех самых людей, которым они должны служить и созидать. Это нарушение нормального состояния Тела Христа. Это – духовное насилие». (стр. 23)
«Христианская жизнь начинается со свободы от мертвых дел, от религиозных систем, и от всех человеческих попыток «угодить Богу». Пришло время для многих из нас избавиться от, придуманных нами, религиозных систем и ожидаемых результатов, и вернуться к радостной свободе во Христе». (стр.26)


Как распознать злоупотребляющую систему
1. Демонстрация власти
«Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков». (1 Кор. 7:23)

«Демонстрация власти всего-навсего означает, что лидеры тратят множество времени, чтобы продемонстрировать свою власть и авторитет, а также, чтобы напомнить об этом другим. Это им нужно потому, что их духовный авторитет не реальный (основанный на подлинных качествах праведности), а – демонстративный». (стр. 63)
«Только тот обладает подлинным лидерством, авторитетом и духовной силой, кто подтверждает это своей жизнью и словом». (стр. 64)
«Как говорится к Римлянам 13:1: «нет власти не от Бога». Но простой факт того, что кого-то просто наняли или избрали на духовную должность – за то, что он говорит громче всех или больше отдается – это еще не делает его авторитетом». (стр. 64)

2. Всепоглощающая занятость

«Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы … уловляют людей … домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели … переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда». (Иеремия 5:26-28)
«Если Ваше послушание или служение являются результатом Вашей зависимости только от одного Бога, Вы не станете взирать на награды, Вы просто будете продолжать свое дело. Но если Вы озабочены тем, достаточно ли Вы сделали, чтобы угодить Богу – Вы не взираете на Него, Вы смотрите на свои собственные дела. И Вас также заботит, кто еще может глядеть на Вас, и оценивать Вас. Зачем кому-то отслеживать свое «благочестивое» поведение, кроме как для того, чтобы этим пытаться зарабатывать себе духовные «очки»? (стр. 65)
«Важно ли смирение и послушание? – Без сомнения. Это можно увидеть в Посланиях к Римлянам 13:1, 1 Петра 5:5, и Евреям 13:17. Однако, для соблюдения баланса, мы должны добавить к этим стихам, в равной степени, важные отрывки. Взгляните на слова Петра и других апостолов в Деяниях 5:29: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Обратите внимание, что Петр сказал это религиозным лидерам, которым он не повиновался. В отрыве от контекста, с теологический точки зрения, послушание лидерам выглядит похвально. Но если взять более широкий контекст, то можно убедиться, что это относится к повиновению и покорности только тем лидерам, которые получили такую власть от Бога, и чья позиция находится в соответствии с Его волей». (стр. 66)
«К Римлянам 12:2, Павел говорит: «Не сообразуйтесь … , но преобразуйтесь …». Но в отношении церкви или семьи, этот стих можно применить и так: «Наша церковь и наш лидер правы; мы обладаем более истинным, более чистым «словом» Бога, нежели другие. Таким образом, мы должны как можно тверже придерживаться наших догматов и христианского звания. Поэтому мы не будем уподобляться «внешним», которые не разделяют наших убеждений. Если мы не будем жить согласно всему тому, чему были научены ранее, мы подведем Бога». Такая установка выворачивает людей наизнанку. Они не преобразуются, они – сообразуются» (стр. 66)

3. Неписанные правила

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». (Мф. 23:14)

«Вы знаете, мы никогда не должны расходиться во взглядах с пастором на его проповеди, – но если Вы все-таки будете это делать, Вам никогда не будут доверять, и никогда не позволят служить ни в каком качестве в этой церкви. В данном случае, выполняется негласное правило: не проявляй несогласия с церковным руководством, особенно с пастором, иначе возникнут подозрения в подлинном характере Вашей лояльности (преданности). Правила, подобные этому, остаются негласными, потому что проверка их в свете разумного диалога мгновенно показывает, насколько они нелогичны, нездоровы и антихристиански. Таким образом, молчание становится крепостной защитной стеной, предохраняющей властную позицию пастора от критического расследования или привызов к ответу». (стр. 67)
В некоторых церквях есть «неписанное и негласное правило, которое гласит: «Лучше быть приятным, чем честным»».
«Если Вы говорите о проблеме вслух – Вы сами становитесь проблемой». «Но истина заключается в том, что когда люди говорят вслух о проблемах, не они являются их причиной, они просто открывают их». (стр. 68)
«Существует слишком много церквей, в которых распространяются такого рода позорные проповеди: «Проблема не в том, что Ваши границы были нарушены или попраны; проблема заключается в том, что Вы начали об этом говорить. Если бы Вы не делали из этого большой беды, всё по-прежнему было бы в порядке». Если люди соглашаются с такой проповедью, они прекращают говорить.
Однако, реальная проблема состоит в том, что, если христианин, терпящий беззаконие, перестает возвышать свой голос, тогда беззаконник никогда не понесет ответственности за свое поведение». (стр. 69)

4. Нарушение баланса

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11:28)

Джонсон и ВанВондерен определяют две крайности, обе из которых производят несбалансированный подход к тому, как проводить христианскую жизнь – крайний объективизм, или крайний субъективизм.
«Первая крайность основана на эмпирическом подходе к жизни, который возвышает объективную истину, тем самым исключая здравый личный опыт». (стр. 69)
«Такой подход к духовности создает систему, в которой власть (авторитет) основывается исключительно на уровене образования и интеллектуальном потенциале, а не на тесных отношениях с Богом, послушании и восприимчивости к Его Духу». (стр. 70)
«Другое проявление данной диспропорции проявляется в крайне субъективном подходе к христианской жизни. Истинность чего-либо определяется на основании чувств и переживаний, которым придается большее значение, чем утверждения Библии». (стр. 70)
«Более того, даже, если то, во что мы верим – нечестно, и даже опасно – просто примите это, и действуйте в соответствии с нашим духовным направлением, потому что Вы «обязаны быть покорными», или потому, что у кого-то есть на это «соответствующая власть». Ведь, в конце концов, Бог – это Единственный, перед Кем мы все предстанем, и Единственный, кому мы должны будем дать ответ». (стр. 71)
5. Паранойя (мания преследования)

«Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». (Мф. 23:4).

«В том месте, где власть была захвачена, а потом узаконена, а не просто демонстрируется, ее чувствительность к преследованию (гонению) выстраивает защиту, чтобы держать всё в рамках системы. Почему? – Из-за злых, опасных, или бездуховных людей вне этой системы, которые пытаются ослабить или уничтожить «нас». Такой менталитет возводит прочную стену, или бункер, вокруг своей жесткой (злоупотребляющей) системы, не допуская контроля и подотчетности злоупотребляющих лидеров, и делая уход людей еще более трудным – потому что в таком случе они также становятся аутсайдерами (чужаками)». (стр. 73)
«Иронично то, что Иисус, и Павел предупреждали, что одна из самых страшных угроз для стада – когда волки проникают в дом». (Мф. 10:16; Деяния 20:29-30)». (стр. 74)
6. Чрезмерная преданность
Следующей характерной чертой систем, применяющих духовное насилие, является неуместное чувство преданности (верности), которое не только поощряется, но и требуется. Мы сейчас говорим не о верности Христу, а о преданности (лояльности) определенной организации, церкви, или лидеру». (стр. 76)
«Наиболее распространенный метод достижения такой цели – когда организуют такую систему, в которой нелояльность или несогласие с руководством (лидерами), равнозначно истолковывается, как неповиновению Богу. Сомнение в лидерах (пастырях) приравнивается к сомнению в Боге. В конечном итоге, получается, что лидер – это власть, а власть всегда права. В этом заключается причина того, что люди приобретают чрезмерную (нежелательную) преданность лидерам, церкви или организации». (стр. 76)
«Здесь есть три фактора, которые вступают в действие, формируя такую неуместную преданность. Во-первых, само руководство (лидеры) внушают менталитет «мы одни правы», который пронизывает всю эту систему. Чтобы быть «спасенными», или оставаться «в хороших отношениях» с Богом, а не рассматриваться в качестве еретиков или «отпадших от веры» – члены должны оставаться в рамках этой системы.
Вторым фактором, который вызывает сверхдолжную преданность, является использование «тактики запугивания».
Например:
Бог отнимет от тебя и твоей семьи Свой Дух.
Бог разрушит твой бизнес.
Без нашей защиты, сатана заберет твоих детей.
Тебя и твою семью постигнет проклятье.
Третьим методом воспитания неуместной преданности являются угрозы унижения. Это делается при помощи публичного пристыжения (осуждения), разоблачения, или угроз изгнания подобных людей из данной группы.
Чтобы гарантировать надлежащую преданность людей, и защитить находящихся у власти, людей авторитарной системы подвергают запугиваниям, унижениям, или изгнанию. Этому может быть «подвергнут» тот, кто задает слишком много вопросов, не повинуется негласным правилам, или не согласен с действующей властью. Примеры такого обращения с неугодными людьми предаются гласности, чтобы данное послание дошло до понимания тех, кто остается. Против таких людей организуют целые телефонные компании, чтобы предупредить их друзей, и других членов этой группы, о том, насколько те «опасны»». (стр. 76, 77)

7. Скрытность

«Когда вы замечаете, что люди из какой-то религиозной системы что-то скрывают – будьте осторожны. Люди не скрывают должного; они скрывают неподобающее». (стр. 78)
«Одна из причин, почему семьи и церкви, где применяется духовное насилие, скрытны, заключается в их заботе о своем имидже. Люди в таких системах, не могут даже сами жить согласно собственным стандартам, поэтому вынуждены скрывать реальность. Некоторые верят, что им необходимо это делать, чтобы защитить доброе имя Бога. Поэтому более важным становится не сама реальность, а то, как она выглядит, и что об этом подумают другие. Они берут на себя роль «представителей Бога по связям с общественностью». Но истина заключается в том, что Он не нанимает никого на эту должность». (стр. 78)
Джонсон и ВанВондерен считают, что жертвы духовного насилия жизненно нуждаются в переориентировании на истину о Боге и Его «Благой Вести». С этой целью, они предлагают список «напоминаний», из самого сердца Бога, а именно:
Бог безмерно любит нас:
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». (1 Ин. 3:1).
Он расточителен в Своей благодати:
«В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном… по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам». (Еф. 1:6-8).
Он укрепляет нас:
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». (2 Кор 1:21-22).
Ему можно доверять:
«Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23).
Мы стали совершенно новыми:
«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним…» (Рим. 6:6). «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь» (2 Кор. 5:17).
Мы были избраны:
«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира». (Еф. 1:4).
Мы совершенны в Его глазах:
«Чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви».
Что Он имеет, имеем и мы:
«В Нем мы и сделались наследниками» (Еф. 1:11), потому что «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу». (Рим. 8 :16-17).
Бог не подсчитывает наших грехов:
«И грехов их и беззаконий их не воспомяну более». (Евр. 10:17).
Он легко может преодолеть нашу боль и напряжение:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей…» (2 Кор. 1:3-4).
Нам не нужно улучшать то, что Он уже сделал:
«И вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2:10), и «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу». (Евр. 7:25).
Когда мы терпим неудачу, Иисус защищает нас:
«… будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». (Евр. 7:25), и «… а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин 2:1).

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (1 Петра 5:1-5).

Комментариев нет:

Отправить комментарий