Евангельские группы занимаются жесткой вербовкой в университетах Британии
Статья из британской газеты «The Guardian» от 20 июня 2000 года
Автор: Венди Уоллес (Wendy Wallace)
Родители, посылающие этой осенью своих детей в университеты, наверняка, серьезно предупреждают их о безопасном сексе, крепких напитках и об экономной трате студенческих стипендий. Лишь немногие напутствуют своих молодых отпрысков, чтобы те остерегались дружелюбных товарищей-студентов, которые подходят к ним в коридорах с целью поговорить об изучении Библии, или вручают им буклеты с призывами за мир во всем мире.
Хотя такого рода методы обычно используют крайние религиозные и эзотерические группы, которые в последнее время расплодились как грибы, стараясь проникнуть даже в сферу высшего образования. Как сказал один университетский капеллан (священник): «Сейчас любой студенческий городок представляет собой восточный базар, где различные группы, наперебой зазывая студентов, бьются за их умы и сердца».
В то время, как некоторые движения безвредны или благотворны, другие оказывают на студентов жесткое психологическое давление, имея мотивы превратить их жизнь в средство для добывания денег и вербовки новых членов. Сарре Коуп-Фолкнер (Sarah Cope-Faulkner) сейчас 30. Ее студенческий товарищ, который был «очень дружелюбен, очень открыт и всегда хотел проводить время со мной», вовлек ее в деятельность одной евангельской христианской группы.
В то время, будучи студенткой второго курса на факультете бизнеса и экономики Университета Волверхемптон (Wolverhampton University), Коуп-Фолкнер описывает себя как одну из типичных «не особо религиозных англиканок». Но под влиянием своего нового друга она, быстро пройдя через серию изучений Библии и собраний, «покаялась», крестилась, и стала полноправным членом той церкви.
«Когда Вас крестят, Вы присоединяетесь к церкви, и с этого момента Вашей обязанностью является поиск новых членов. Кроме 10 процентов от Вашего дохода, также нужно приносить еще и «дары любви», и участвовать на собраниях» – говорит она. «Вас заставляют почувствовать, что Вы обязаны это делать; в противном случае – Бог не будет Вас любить».
Сарра разорвала отношения со своими старыми друзьями, отдалилась от своей семьи – «они сказали мне, что не следует посещать их, потому что я еще не вполне духовна, чтобы противостоять греховному окружению» – и все больше и больше отказывалась от университетской жизни.
«Я прилагала все усилия, чтобы справиться со своей учебой, но мои оценки становились все ниже и ниже, потому что мои мысли всегда витали в другом месте. Ни один из моих преподавателей не знал меня достаточно хорошо, чтобы понять, что же со мной происходит».
Она ушла из Международной Церкви Христа (Бостонское движение) через 15 месяцев, став на 1500 фунтов стерлингов беднее, получив нервный срыв, и вылетев из университета, не сдав экзаменов.
«Мне понадобился целый год, чтобы начать восстановление своих нормальных функций и вырваться из зависимости от анти-депрессантов» – говорит она. «Это было одной из форм психологического насилия. Они сидят у меня в голове, и их очень трудно выветрить оттуда». В Информационном Центре по Культам (The Cult Information Centre), возглавляемым бывшим членом культа Яном Хайворсом (Ian Haworth), подчеркивают, что студенты являются главной мишенью для культов. «Наиболее вероятный кандидат на членство в культе – это человек со средним и выше среднего уровнем интеллекта, хорошо образованный, идеалистичный и умственно активный» – утверждает он. «Университетские кампусы наполнены такими – умными, интеллигентными людьми».
По его словам, проблема заключается в том, что студенты не видят себя в качестве объекта для культовой вербовки. «Если вы придете и заходите прочитать лекцию о культовой безопасности – говорит он – студенты даже не покажутся на ней». Это потому, что они ошибочно полагают, что уж кого-кого, а их никакой культ не завербует. Но потом оказывается, что они все-таки попадают в культы, потому что уязвимы; в этом-то и проблема».
Международная Церковь Христа (известная также как Лондонская Церковь Христа, Бирмингемская Церковь Христа и т.д.) и не скрывает, что заинтересована именно в студентах. В своем издании от 1990 года «Сиять, как звезды», свое служение среди студентов там описывают как «курицу, несущую золотые яйца», и студентам-вербовщикам настоятельно рекомендуют «установить личную цель, чтобы каждый день знакомиться и приглашать 10 – 20 новых знакомых». «Особенно обратите внимание на тех, кто кажется открыт и старайтесь посещать их каждый день. Главное состоит даже не в том, чтобы тратить на них как можно больше времени, но чтобы это время проходило увлекательно. В общем, 30 минут или чуть меньше – достаточно».
Как только контакт достигнут, члены Церкви Христа становятся настойчивы. Одна студентка, которая недавно приняла участие на Воскресном собрании на севере Лондона, еще находясь в метро по дороге домой, уже получила от этой группы два сообщения на свой мобильный телефон.
В 1998 году капелланы Кардифского Университета (Cardiff University) опубликовали, сформулированное в категорических выражениях, предупреждение для студентов о практиках и методах Церкви Христа. Пол Оверенд (Paul Overend), англиканский священник в Кардиффе, говорит: «Мы все ищем смысл и значение своей жизни, и это хорошо, если посредством этого нами не злоупотребляют. Но зачастую взамен их любви к нам, они могут предлагать пожертвовать своей свободой, и студенты очень уязвимы к этому». Церковь Христа десять лет назад была запрещена в Университете Бирмингема (University of Birmingham).
«Они вели агрессивную вербовку на территории университета и вмешивались в жизнь студентов, как будто бы это был их бизнес» – заявил пресс-секретарь. «Как только студентов удавалось вовлечь в свою деятельность, их подвергали интенсивному давлению, которое чинило препятствие их учебе».
Но некоторые люди в системе высшего образования в настоящее время считают, что попытки запрещения таких групп неэффективны. Некоторые из этих должностных лиц были запуганы угрозами судебного преследования; другие беспокоятся, что культы оставляют свои палатки на Ярмарке абитуриентов, чтобы использовать еще более изощренные и трудно контролируемые полицией тактики внедрения в студенческие общежития.
Город Лидс (Leeds) со своими 50 000 студентами является хорошим местом для подобной охоты (hunting). «Это, безусловно, вызывает беспокойство» – говорит капеллан Университета Лидс (Leeds University) Саймон Робинсон (Simon Robinson). «Мы имеем множество новых религиозных движений, которые приглашают студентов неподалеку от территории университета. У нас нет никакой процедуры их запрещения, но имеется эффективная стратегия повышения уровня информированности о потенциальной опасности присоединения к таким группам».
Финансируемая правительством благотворительная организация «Inform» предоставляет информацию о новых религиозных движениях, имея в своей базе информацию о более чем 2000 религиозных групп, начиная от крупных международных организаций, таких как Сайентологи (Scientologists), и заканчивая теми, которые имеют лишь горстку последователей. «Несомненно, существуют такие группы, которые нацеливаются конкретно на студентов университетов» – говорит представитель по связям с прессой Аманда Ван Экк (Amanda Van Eck). «Зачастую студенты не имеют никаких обязательств, поэтому им кардинально легче изменить свою жизнь. Они молоды и энергичны, поэтому, если какая-то группа ищет миссионеров, студенты будут популярны».
«Я обеспечиваю университетских капелланов листовками об этих движениях, включая Школу Экономических Наук (School of Economic Science), Раджнишизм (Rajneeshism) (сейчас оно называется Ошо (Osho)), и «Братство Иисуса» (Jesus Fellowship)». Университетское Библейское Содружество (University Bible Fellowship, UBF) – имя, которое регулярно выходит на поверхность, когда речь заходит о вербовке студентов. Также Церковь Унификации (Муниты) (Unification Church) – и вездесущая Международная Церковь Христа (International Church of Christ).
Когда разговор заходит о членстве молодых людей в таких сектах и об их вероучении, то такие вопросы, как: что представляют собой культы и новые религиозные движения, как они эксплуатируют, допускается ли там личный выбор – приобретают особый характер. Стивен Уильямс (Stephen Williams), старший англиканской капеллан (священник) в университетах Лондонской епархии, когда к нему приходят родители, озабоченные тем, что их сын или дочь присоединились к какой либо подобной группе, хладнокровно заявляет им, чтобы они не волновались.
«Это своего рода поиск, поиск себя, своих целей и отношений с Богом, и само по себе не является плохой вещью» – утверждает он. «Большинство используют это в качестве отправной точки на пути к определенной системе убеждений, и не застревают на этом этапе». Когда же молодые люди надолго увязают в таких манипулирующих и обособленных группах, то результаты могут быть мучительны для их семей. Один из родителей, чей ребенок попал в культ, описывает это, как «ситуацию попадания в заложники».
«Родители очень, очень уязвимы» – добавляет он. «Мой сын в течение девяти месяцев находился в Церкви Объединения (Муниты), однако, это было похоже на девять лет. Мы оказывали на них огромное давление, и, в конце концов, они выпустили его домой, чтобы успокоить нас». Другие родители, чья дочь-студентка была завербована более года назад, и с тех пор не встречалась с ними, говорят, что это – «ужасные страдания». Те, кого беспокоит деятельность новых религиозных движений на территории университетов, к сожалению, мало что могут сделать. Студенческие организации могут принимать решения не признавать за этими религиозными организациями равные возможности, но на территории кампуса существует презумпция в пользу свободы слова, которая препятствует запрещению таких организаций.
Некоторые из тех, кто пытался инициировать запрет на сдачу в аренду помещений таким нежелательным организациям, подверглись угрозам судебного преследования. Многие группы культового типа любят заниматься сутяжничеством и достаточно богаты, чтобы оплачивать эти судебные издержки. «В любом британском университете, какой угодно культ может без всякого разрешения или затруднений придти и развернуть свою деятельность» – говорит один из университетских капелланов. «И студенты, которые всё в большей степени становятся духовно неосведомленными, в свои 19 лет сталкиваются с различными религиозными знатоками (гуру); поэтому у них нет никаких шансов понять, что является традиционным направлением, а что ненадежным и экстремистским культом».
«Необходимость учебы не является оправданием»
Студентка Салли Ейден (Sally Eyden), 22 лет от роду, участвовала на недавнем собрании Международной Церкви Христа в Лондоне.
«Сектор МЦХ северного Лондона для своих воскресных богослужений использует помещения Общественного колледжа Южного Камдена (South Camden Community College) – они проводят для студентов отдельную службу. Там было около 50 человек, все молодые, все энергично приветствовали и обнимали друг друга. Все они говорят на один манер, используя псевдо-американскую манеру растягивать слова, часто используя слово «awesome» (круто, классно).
«Это совсем не было похоже на наши традиционные церковные службы. Это было очень весело, в ход шли чай, кофе и закуска, и когда люди в зале были чем-то тронуты, они выкрикивали проповеднику: «Давай»! Это было больше похоже на мероприятие по сплочению коллектива, чем на религиозное мероприятие».
«Каждый человек казался невероятно счастливым и возбужденным. Но это были не обычные студенты. Никто из них не курит, не пьет спиртных напитков, не имеет секса до брака; людям даже не разрешаются поцелуи. Одна девушка сказала мне, что не будет целоваться со своим другом до тех пор, пока они не встанут перед алтарем: «Ну, мы все знаем, куда ведут поцелуи – к греховным мыслям, а потом и к падению» – заверила она».
«Речь проповедника была переполнена ссылками на то, что надо «приносить плоды» – идти и приводить в церковь новых членов. Эта служба была специально рассчитана на студентов: им говорили о том, что необходимость учебы не является оправданием – ты все равно должен прийти и поклониться, и что Бог идет на первом месте, потому что Христос умер за тебя».
«Они говорили об одном конкретном парне, у которого был новый «агнец» (ученик). Когда тот не явился на изучение Библии, потому что на следующий день ему надо было сдавать экзамен, его наставник до 11 ночи ходил вокруг его дома, чтобы только провести с ним изучение Библии. Это представляли как что-то очень похвальное».
«Я чувствовала неловкость и смущение. Казалось, что все знали мое имя, хотя я сказала его только паре человек. Я вернулась домой эмоционально и физически выжатой как лимон, и обнаружила, что члены церкви прислали мне уже два SMS-сообщения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий