Краткое описание МЦХ и общие черты с UBF

«Мы считаем долгом предупредить о недопустимо жесткой структуре межличностных отношений, установившейся в движении, именующем себя "Церковь Христа". Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению».

Международная Церковь Христа (МЦХ) (International Churches of Christ (ICC или ICoC)) по признанию многих людей удивительным образом похожа на UBF. Это движение было основано в США, и состоит из местных церквей, разбросанных по всему миру, которые обычно называются по имени соответствующего города, например: «Бостонская Церковь Христа», «Московская Церковь Христа» и т.д.
МЦХ была основана Кип МакКином (Kip McKean) в 1979 году, который вплоть до своей отставки в 2002 году был ее высшим лидером. Его роль в МЦХ напрямую сопоставима с ролью Самуэля Ли (Samuel Lee) в UBF. С 1967 года корни МЦХ находятся в движении «Crossroads» [«Перекресток» - по месту ее нахождения в г. Гейнсвилле, штат Флорида]. МЦХ не следует путать с широко распространенной в США, традиционной протестантской конгрегацией «Церковью Христа» («Churches of Christ»), от которой и отделились Crossroads и МЦХ, и от которой они отличаются своими экстремальными учениями и практиками.
На начальной стадии МЦХ (и Crossroads), как и UBF, пленились успехами, быстро распространявшегося в то время движения «ученичества» («наставничества», «discipling»). В то время на оба эти движения особенно повлияли «Навигаторы» («Navigators»), а также книга Роберта Колмана «Генеральный план евангелизации» (Robert Coleman, «The Master Plan of Evangelism») [впоследствии «Навигаторы» отказались от принципов «ученичества», в виду систематических злоупотреблений «пастырей» своей духовной властью над учениками. Позднее в своем интервью Колман также выступил против того, как МЦХ интерпретировала его книгу].
Членами МЦХ большей частью являются студенты, а университетские кампусы, как и в случае с UBF, являются главным полем для деятельности по вовлечению новых членов. Однако МЦХ имеет гораздо большее число последователей, чем UBF (даже несмотря на постоянную похвальбу Самуэля Ли о том, что UBF является самым большим движением такого типа).
Как и UBF, МЦХ основана на системе «пастырства/ученичества» («shepherding/discipling»). Вместо UBF-овских терминов «пастырь» или «учитель Библии», в МЦХ используются термины «наставник» или «наставник-партнер», а вместо «агнец» они говорят – «ученики». Однако отношения между наставником и учеником в МЦХ отнюдь не являются партнерскими отношениями, но строго иерархическими и авторитарными, точно так же, как и отношения «пастырь/агнец» в UBF. Так же как и в UBF, такая глобальная пирамидоподобная иерархия является следствием авторитарных отношений «один на один» (на самом деле, лучше было бы назвать их «один-над-другим» [потому что наставник «выше» своего «ученика в Господе», с соответствующей властью в отношениях]. Соответственно, в МЦХ существуют очень похожие проблемы, как и в UBF, которые почти автоматически вырастают из любой подобной структуры руководства. Как и в UBF, местные церкви МЦХ также иерархически организованы, со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе.
Особое внимание в МЦХ придается водному крещению, через которое ученик становится наставником. Из учений МЦХ более или менее ясно, что это крещение (и связанное с этим призвание стать членом МЦХ) является единственным истинным крещением и единственным путем ко спасению. В UBF, однако, водное крещение фактически не имеет никакого значения и обычно не совершается даже над детьми. Разумеется, обе этих крайности не являются частью библейского учения. На самом деле, однако, водное крещение в МЦХ используется только как форма обязывающей декларации своей преданности МЦХ. Это сопоставимо с написанием и публичным чтением «свидетельств» («согамов») в UBF (например, на Библейских конференциях), где люди официально заявляют о желании стать «пастырями» UBF; такое решение, мягко говоря, сильно приветствуется в UBF, как и в МЦХ решение креститься.
UBF-овская практика организуемых «пастырями» браков, между своими «агнцами» (членами UBF), также существует и в МЦХ. Единственным отличием является практика еженедельных «свиданий» («dating»), которые разрешены и даже необходимы в МЦХ, пусть даже и под жестким взаимным контролем претендентов на брак и под контролем их лидеров. Однако, в конце концов (точно так же, как в UBF) именно лидеры принимают решение о женитьбе своих подопечных. Как и в UBF, МЦХ с одной стороны оказывает давление на своих членов, принуждая к браку, а с другой стороны он возможен только с членами организации и согласно договоренности между лидерами. Как и в UBF, браки используются в качестве «морковки для осла», и в то же самое время, как средство контроля.
Подобно UBF, делается особый акцент на важности «изучений Библии», однако, такие «изучения» на самом деле односторонни, поверхностны, используют манипулирование с целью достижения целей своей организации. Как и в UBF, используются заранее подготовленные «вопросы для изучения Библии», в которых уже заранее содержатся единственно возможные выводы. Новички испытывают на себе экстремальную «бомбардировку любовью», как это происходит и в UBF. Позднее, опять точно так же, как в UBF, членов МЦХ подталкивают к жизни в «шатрах» («общей жизни») вплоть до их женитьбы/замужества; и в большинстве случаев их стараются изолировать от родителей и бывших друзей. МЦХ имеет похожий на UBF взгляд на себя, как на элитарную группу. В то время, как UBF называет себя «работой Бога», МЦХ даже считает себя «Царством Бога». Всех остальных христиан почитают за еле тёплых, ленивых и второсортных, а себя – за единственно истинную форму христианства в настоящее время. В своих членов насаждают фобию в то, что уход из их группы означает уход от Бога.
Изучение проблем МЦХ может помочь членам UBF лучше понять проблемы их собственной организации. Члены UBF смогут лучше увидеть свои проблемы на примере МЦХ, потому что размышления о другой группе не так сильно связано с эмоциональными трудностями и предубеждениями. Кроме того, в интернете о проблемах МЦХ опубликовано гораздо больше статей, свидетельств бывших членов, а также критического анализа с библейской точки зрения, чем о проблемах UBF. Это связано с тем, что МЦХ гораздо шире распространена и крупнее, чем UBF, а также из-за того, что наиболее старыми и лидирующими членами UBF являются корейцы, которые весьма неохотно в интернете открыто критикуют своих бывших «лидеров», описывая свой опыт, из-за особенности своей культуры и языкового барьера.
Интересно, что в настоящее время МЦХ также переживает период, своего рода, реформаторского движения, которое, не только имеет другую причину, но более всего отличается другой направленностью реформ. Реформа началась в 2001 году с объявления годичного отпуска главного лидера МЦХ, Кипа МакКина, по причине «семейных проблем». В конце этого академического отпуска Кип МакКин совершенно ушел в отставку. Его заявление об отставке было публично прочтено в большинстве церквей МЦХ. Несмотря на это, большинство критиков не были удовлетворены такой недостаточно честной полумерой; тем не менее, это явилось важной вехой. В UBF до сих пор ни один лидер не показал даже намека на признание вины. Даже так называемые «реформаторы» UBF не смогли публично признать свою вину. Такое положение дел связано с корейским менталитетом и, возможно, даже более экстремальной мерой гордости членов UBF за свою организацию, что и явилось причиной того, почему большинство членов не корейского происхождения ушли не только из UBF, но также и из реформаторского движения.
Через несколько месяцев после отставки Кип МакКина, Генри Крит (Henry Kriete), старый и уважаемый лидер в МЦХ, опубликовал открытое письмо с требованием глубоких и фундаментальных реформ [«Письмо Генри Крита»: 1 часть; 2 часть; 3 часть]. Впервые за историю МЦХ подобное критическое письмо обсуждалось в большинстве отделений МЦХ, и в дальнейшем многие церкви МЦХ и их лидеры опубликовали подобные признания вины, которые подчас были весьма честны и шли намного дальше заявления, сделанного Кип МакКином. Поначалу всё шло не далее признания только личных ошибок, но, в конце концов, было признано, что проблему имеет сама «система» с ее учениями и практиками. Еще не ясно до конца, как сильно в будущем распространится реформационное движение в МЦХ – действительно ли последуют глубокие реформы, или будут сделаны лишь косметические изменения; или же, как это произошло в UBF, всё закончится отделением от основной церкви тех филиалов, которые оказались готовы реформироваться.

На тему учений и практик МЦХ (имеющих сходство с таковыми в UBF) можно также прочитать следующие статьи:
Церковный сбор (о десятине)

Комментариев нет:

Отправить комментарий