«Жестокие церкви», статья Патрика Зукерана


Примечание переводчика: слово «abusive» имеет несколько значений в английском языке – жестокие, злоупотребляющие, авторитарные, дурно обращающиеся, эксплуатирующие, применяющие (духовное и физическое) насилие, негуманные, коррумпированные, оскорбляющие и т.д. В данном переводе будут использоваться некоторые из этих значений.

Мы все хорошо знакомы с традиционными культами, такими как Мормоны и Свидетели Иеговы. Существуют, однако, и другие группы, имеющие культовые признаки (характеристики), которые не подпадают в точности под шаблон традиционных культов. Иногда их называют «церквями, применяющими насилие» («abusive churches») или даже «библейскими культами» («Bible-based cults»), хотя внешне, в своем вероучении они и кажутся традиционными. От подлинного традиционного христианства эти группы (или церкви) отличает жестокие (негуманные), похожие на культовые, методики и философию служения.
В своей книге «Жестокие церкви» («Churches That Abuse») доктор Рональд Энрот (Dr. Ronald Enroth) тщательно исследует несколько таких церквей в Соединенных Штатах Америки [в 5 главе этой книги автор на примере UBF объясняет, каким образом жестокие церкви применяют манипулирование и контроль, используют страх, угрозы и внушают чувство вины]. Он раскрывает культовые методы, используемые этими группами, и указывает на некоторые отличительные признаки жестоких церквей. Сейчас я коротко повторю эти признаки, добавив несколько своих. Далее я рассмотрю эти характеристики подробнее.
Во-первых, жестокие церкви имеют стиль руководства, ориентированный на контроль. Во-вторых, лидеры таких церквей часто используют манипулирование, чтобы добиться полного подчинения своих членов. В-третьих, для них характерен жесткий законнический стиль жизни, включающий большое количество обязательных требований и жестко регламентированную повседневную жизнь. В-четвертых, такие церкви стремятся часто менять свои названия, особенно тогда, когда средства массовой информации раскрывают их внутренние секреты. В-пятых, они обычно осуждают другие церкви, считая, что они превосходят все остальные церкви. В-шестых, такие церкви имеют комплекс преследования и считают себя гонимыми этим миром, средствами массовой информации и другими христианскими церквями. В-седьмых, жестокие церкви особенно нацелены на молодых людей 18 – 25-ти лет. Восьмым, последним признаком авторитарных церквей является большая трудность для их членов выйти или покинуть эти церкви; процесс, который часто приносит социальную, психологическую или душевную боль.
Тем, кто вовлечен в церковь, в которой проявляются эти признаки, нужно быть мудрыми, чтобы тщательно оценить ситуацию, и если необходимо – покинуть эту церковь. Дальнейшее пребывание там связано с риском разрушения Ваших семейных отношений и умножает вероятность потери перспектив на Ваше будущее. Члены таких церквей часто имеют искаженный взгляд на реальность, не доверяют никому и страдают от стресса, страха и депрессии. Даже после ухода из таких жестоких церквей некоторые бывшие члены продолжают испытывать подобные трудности. Также задокументировано несколько случаев, когда членство в жестокой церкви приводило к смерти ее членов или их родственников.
Некоторые из таких групп имеют целую сеть, состоящую из многих «сестринских» церквей. В некоторых случаях эти группы отделились от более традиционных деноминаций. Такие группы, если получают неблагоприятную известность, часто маскируют себя с помощью часто изменяемого имени своей организации. Такая практика затрудняет ничего не подозревающим людям определение истинного характера таких организаций. Некоторые злоупотребляющие церкви имеют студенческие служения по всей стране. В некоторых университетских кампусах подобные студенческие движения действуют среди более крупных групп.
Ценно, что христиане сегодня знают Библию и понимают, как распознать такие церкви, чтобы не попадать в их ловушки. Чтобы помочь людям стать еще более осведомленными о подобных церквях, эксплуатирующих своих членов, я сейчас хочу более детально раскрыть упоминавшиеся восемь признаков.
Руководство, ориентированное на контроль
Центральным признаком авторитарных церквей является руководство, которое ориентировано на контроль. Лидер такой жесткой церкви – догматичен, самоуверен, высокомерен и занимает центральное место в духовной жизни своих последователей. Этот лидер считает, что он находится в большей духовной гармонии с Богом, чем кто-либо другой. Он заявляет, что способен лучше понять Писание, чем другие. Или, он может утверждать, что получил личное откровение от Бога. Из-за такого притязания, позиция и верования лидера не может подвергаться сомнению; его утверждения окончательны. Для членов такого типа церкви или группы, сомнение в лидере равнозначно сомнению в Боге. Хотя этот лидер может не утверждать открыто, и не афишировать эту догму, но его истинная позиция четко проявляется через отношение к тем, кто осмеливается подвергать сомнению или бросать вызов этому лидеру. Лидер такого движения часто принимает личные решения за своих последователей. Индивидуальное мышление запрещено: таким образом, его последователи становятся зависимы от своего лидера.
В иерархии подобной церкви, лидер неподотчетен никому или старается быть таковым. Даже если там существует совет пастырей, он обычно состоит из лояльных к лидеру людей и никогда не пойдет на конфронтацию с ним. Такой тип руководства не имеет никакого подтверждения в Библии. Согласно Писанию все верующие имеют равный доступ к Богу и равны перед Ним, потому что мы сотворены по Его образу и все находимся под властью Слова Бога. В 21 стихе 5 главы 1-го послания к Фессалоникийцам верующим заповедуется проверять все учения в соответствие со Словом Бога. Деяния 17:11 утверждают, что даже апостол Павел находился под властью Библии, а жители Верии заслужили похвалу, потому что сверяли учения Павла с Писанием. Лидеры и простые миряне одинаково должны жить согласно с Писанием.
Манипулирование членами
Жестокие церкви характеризуются манипулированием своими членами. Манипулированием является использование внешней силы, чтобы заставить других людей выполнить то, что хочет от них кто-то другой. В нашем случае под манипулированием подразумевается все то, что заставляет людей подчиняться руководству церкви. Методы манипулирования включают в себя: использование чувства вины, давление окружения, запугивание и пророческие угрозы Божьего Суда в случае неповиновения. Нередко жесткая дисциплина используется для того, чтобы вызывать публичное осмеивание и унижение.
Еще одной тактикой является философия «пастырства». Как практикуется во многих авторитарных церквях, такая философия требует от каждого члена обязательно и персонально отчитываться другому, более опытному человеку. Подопечный должен открывать своему «пастырю» все личные мысли, чувства и обсуждать с ним свои будущие планы. Такая сугубо личная информация, однако, используется не для того, чтобы помочь этому члену, но чтобы контролировать его.
Другим методом контроля является изоляция. Злоупотребляющие церкви могут прерывать контакты между новым членом и его семьей, друзьями и со всеми, кто не связан с этой церковью.
Как же отличается такой тип управления от руководства Иисуса, Доброго Пастыря, Который любяще, осторожно, смиренно и жертвенно ведет Своих овец!
Жесткий, законнический стиль жизни
Третьей характеристикой злоупотребляющей церкви является суровый, приверженный строгому соблюдению законов, стиль жизни ее членов. Такая жесткость является естественным результатом подобного стиля руководства. Жестокие церкви требуют от своих последователей всецелого посвящения делу своей церкви. Преданность церкви является более важным приоритетом, чем преданность Богу, семье или чему-либо другому.
Часто на членов оказывают давление, требуя, чтобы они участвовали на изучениях Библии пять, шесть или семь раз в неделю. Также существует требование заниматься евангелизацией; при этом должно выполняться определенное число контактов и встреч, а некоторые церкви даже требуют от своих членов заполнять анкеты, в которых следует записывать, сколько часов они потратили на евангелизацию и тому подобное. Для людей составляются ежедневные расписания; таким образом, человек бесконечно совершает церковное служение. Бывшие члены одной церкви сказали мне, что они работали на свою церковь с 5 часов утра до 12 часов ночи 5 дней в неделю.
Члены таких церквей часто бросают школу, уходят с работы или даже пренебрегают своими семьями, чтобы выполнять работу, требуемую церковью. Также существуют нормативные указания для внешнего вида, свиданий, финансов и тому подобного. В таких церквях подобные детали соблюдаются с первостепенной важностью.
В церквях подобным этим, люди начинают терять свою подлинную личность и начинают действовать подобно запрограммированным роботам. Давление и требования церкви становятся причиной многочисленных нервных срывов или сильной депрессии у своих членов. Я думаю, что обсуждаемые признаки согласуются со словами Иисуса, обращенными к фарисеям, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:4). Какой контраст по сравнению со стилем руководства Иисуса, Который сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя… Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30)!
Частое изменение имени группы/церкви
Четвертым признаком злоупотребляющей церкви является периодическое изменение имени церкви или студенческого служения. Часто имя меняется, когда через средства массовой информации церковь получает неблагоприятную известность. Некоторые жестокие церкви уже несколько раз в течение нескольких лет меняли свои имена.
Если Вы находитесь в такой церкви, которая несколько раз поменяла свое имя из-за плохой известности или, если чувствуете непрестанное давление, принуждающее жить согласно ее требованиям – возможно наступило время тщательно оценить служение этой церкви и Ваше участие в нем.
Осуждение всех остальных церквей
Давайте сейчас рассмотрим пятую характеристику: злоупотребляющие церкви обычно осуждают все остальные христианские церкви. Они считают себя духовной элитой. Им кажется, что они одни имеют истину, а все остальные церкви коррумпированы. Поэтому они не общаются с другими христианскими церквями. Они часто считают себя особенной группой, называя себя «Зелеными беретами Бога», «Верным остатком» или «Божьей армией последнего времени». Для жестоких церквей характерно чувство гордости, потому что членам внушают, что они имеют особенные отношения с Богом и его работой в этом мире. В своей книге «Жестокие церкви» («Churches That Abuse») доктор Рон Энрот (Dr. Ron Enroth) цитирует бывшего члена одной такой группы: «Хотя мы не выходили и не заявляли это, в глубине нашего сердца мы на самом деле чувствовали, что в этом мире не было подобного места, как наше собрание. Мы думали, что остальное христианство сошло с ума». Однако Библия ясно показывает, что не существует духовно элитарных групп и церквей. Послание к Ефесянам 4:3-6 утверждает: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех».
Христианская церковь универсальна и объединена одним Богом, одним Святым Духом и фундаментальным вероучением Библии, которое включает такие вещи, как Троица, авторитет Библии, смерть и воскресение Иисуса, божественность Христа, оправдание только верой и так далее. Мы стоим вместе на основании этих центральных истин. Церковь, которая верит, что она является элитной и не сотрудничает с другими христианскими церквям – не управляется Духом Божиим, но гордыней, приводящей к разделениям.
Комплекс преследования
Далее естественно следует шестая характеристика. Потому что авторитарные церкви смотрят на себя, как на элиту, они ожидают гонений в этом мире и даже получают от этого удовлетворение. Критика и разоблачение средствами массовой информации видится ими, как доказательство того, что они действительно являются истинной церковью, преследуемой сатаной. Однако, гонение, испытываемое злоупотребляющими церквями, отличается от гонений, которым подвергались Иисус и апостолы.
Иисус и апостолы были гонимы за проповедование истины. Жестокие церкви навлекают на себя много негативной критики в прессе из-за своих собственных деяний. Не зависимо от кого исходит критика – от христиан или от мирских людей – она всегда рассматривается, как атака сатаны, даже если эта критика основана на Библии. Такая позиция затрудняет свидетельство людям из таких церквей, так как они видят в этом преследование, а не попытку поделиться с ними Евангелием. Часто, когда в подобных случаях меня обвиняют в преследовании, я просто отвечаю: «Я сейчас говорю Вам Слово Бога, в которое, как Вы утверждаете, Вы верите. Как это может быть преследованием?» Такой подход часто помогает продолжить диалог с членом авторитарной церкви, которому промыли мозги, чтобы он верил, что все противоположные мнения являются преследованием.
Нацеленность на молодых людей
Седьмым признаком злоупотребляющей церкви является то, что целью ее устремлений являются молодые люди в возрасте 18-25 лет, которые принадлежат к среднему классу, хорошо образованы, идеалистичны и зачастую являются незрелыми христианами. Молодые люди являются идеальной возрастной группой для сосредоточения ее усилий, потому что они часто ищут смысл жизни, нуждаются в любви, признании и одобрении. Часто такие церкви будут предоставлять им это, а ее лидеры нередко берут на себя роль их духовных родителей.
Болезненный процесс выхода
Восьмой характеристикой является болезненный и трудный процесс выхода. Многие члены таких церквей боятся покидать их из-за запугивания, давления и угроз божественного Суда. Иногда вышедших членов беспокоят и преследуют церковные лидеры. Большую часть времени бывших членов публично осмеивают и оскорбляют перед церковью, а действующим членам внушают мысль не иметь никакого общения со всеми бывшими членами. Такую практику называют избеганием.
Многие из тех, кто покинул жестокие церкви, действительно чувствуют, благодаря запугиванию и промывке мозгов, что они сами, якобы, оставили Бога. Никто из бывших сотрудников не поддерживает с ними дружеских отношений, и они чувствуют себя изолированными, использованными и исполненными страха перед всем миром. Один бывший член специфического студенческого служения сказал: «Если Вы уходите без одобрения руководства, на Вас наваливается чувство вины и осуждения. Мой пастырь сказал мне, что он считает, что это сатана внушил мне покинуть их служение и сомневается, смогу ли я дальше совершать свое спасение».
Позвольте подвести итог этого обсуждения, поделившись практическими способами помощи тому, кого вовлекли в жестокие церкви. Во-первых, нам нужно начать с молитвы. Свидетельство тем, кому промыли мозги в авторитарных церквях, подчас бывает устрашающим и трудным. Часто лидеры не будут позволять отдельным членам встречаться с посторонними людьми, если их не будет сопровождать старший и опытный человек, натренированный в спорах и/или запугивании. Поэтому нам нужно молиться[1], чтобы получить возможность поговорить с человеком лично и[2], чтобы он был открыт к тому, чем мы хотим с ним поделиться.
Во-вторых, с любовью противостойте человеку и обнаруживайте некоторые библейские проблемы. Нередко злоупотребляющие церкви имеют странные учения или теологические ошибки, на которые можно обратить внимание. В своей книге «Жестокие церкви» («Churches That Abuse») доктор Рон Энрот (Dr. Ron Enroth) приводит несколько примеров таких искажений. Например, лидер одной церкви имел странные учения, которые обосновывал своими личными откровениями от Бога, дополняющими Библию.[3] Они включали в себя диетические правила, сексуальное поведение, украшение дома и другие. Лидер другой группы называл врачей «медицинскими богами». Он также заявлял, что лекарства имеют демонические имена и если их принимать, то человек подвергается через них бесовскому влиянию.[4] Указывая на ошибки, противоречия и странные вероучения можно пробудить разум человека и побудить его начать задавать вопросы.
Третье, поделитесь статьями в газетах или журналах, где обсуждается эта специфическая церковь. Отличным источником является книга «Жестокие церкви» («Churches That Abuse»), которую я часто цитирую. Ключ к успеху состоит в том, чтобы подтолкнуть человека к тому, чтобы он начал задавать вопросы и попытался найти для себя ответы. Попросите его проверить всё Писанием и не бояться задавать вопросы. Если какой-то лидер боится или избегает ответов на честные вопросы своих членов, то можно сомневаться в зрелости такого лидера.
Иисус, тем не менее, говорил, что истина означает свободу, а не рабскую зависимость. Он сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32).

Примечания:
[1] Ronald Enroth, Churches That Abuse (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1992), p. 118.
[2] Ibid., p. 181.
[3] Ibid., p.128.
[4] Ibid., p. 170.

Также на эту тему можно прочитать статью на русском языке "Духовные злоупотребления" (автор: Дэвид Хенке).

Комментариев нет:

Отправить комментарий