Свидетельство Антона С. (США, 2000)


Антон С. (Anton S.) был членом UBF Чикаго (Chicago, США) с 1996 по 1999 годы.

«Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий». (От Луки 22:25,26)

Я впервые стал посещать Университетское Библейское Содружество (University Bible Fellowship) [в Чикаго, США] с момента участия на ежегодном Рождественском богослужении UBF в 1996 году. До этого я четыре месяца изучал Библию с одним корейским миссионером, который в качестве учителя Библии для студентов работал на полной ставке в церкви (full time Bible teacher). Я был тогда 18-ти летним первокурсником и искренне интересовался учением Иисуса, о котором я раньше так много слышал.
Можно сказать, что у меня до того не было никакого христианского образования. Хотя раньше я читал некоторые библейские истории и несколько раз бывал в церкви, в сущности, я был агностиком – я верил в существование Бога, но не имел ни малейшего представления, кто Он. Поскольку я был неопытен, я даже не представлял, на что должна быть похожа типичная здоровая христианская церковь. Поначалу казалось, что UBF является замечательным местом – мне нравилось время еженедельных изучений Библии с моим пастырем, все в UBF были весьма рады видеть меня и казались неподдельно радостными. Со стороны казалось, что люди действительно старались жить подлинной христианской жизнью. Но через некоторое время я обнаружил, что эти внешние признаки были поверхностны, и что в этой церкви существует множество скрытых проблем, особенно связанных с руководством.
UBF-овская система, в сущности, может быть отнесена к «служению ученичества» (наставничества) (discipleship ministry). Это означает, что с каждым новым студентом изучают Библию с той целью, чтобы он вскоре посвятил свою жизнь Богу и стал учеником Иисуса. Такую систему UBF также называют пастырством (shepherding), которое означает то, что каждый новый студент, будучи «агнцем» имеет своего учителя Библии – «пастыря». Я вскоре обнаружил, что в конечном итоге согласно этой системе пастырь имеет право вмешиваться во все аспекты жизни своего студента-«агнца», выстраивая с ним некие диктаторские отношения.
Почему я ушел из UBF
В общей сложности я провел три года в качестве члена церкви UBF. В течение последних двух лет я принимал весьма активное участие в церковной деятельности. Мой старт был медленным, но к моменту ухода из UBF я был уже полностью вовлечен в деятельность этой организации: был ведущим еженедельных изучений Библии в нашей студенческой группе, читал ключевые проповеди на ежегодных конференциях, и, между прочим, каждое воскресенье во время богослужения пел в хоре (в составе квинтета). Но благодаря тому, что меня все больше и больше вовлекали в жизнь церкви, я стал узнавать о множестве негласных правил, секретов руководства и о неэтичном закулисном поведении. Я начал узнавать, что членам даются различные виды «тренировок» («воспитаний»), которые часто были чрезмерны и жестоки. И я стал замечать, что, по всем признакам, эти люди больше беспокоятся о своей политической власти и внешнем авторитете, чем о том, чтобы проводить жизнь, похожую на жизнь Иисуса.
К лету 1999 года я уже реально молился об уходе из этой церкви, когда затем обнаружил информацию, имевшую решающее значение для моего окончательного решения о выходе. Я наткнулся на информацию, содержащуюся в таких книгах, как: «Коварная власть духовного насилия» («The Subtle Power of Spiritual Abuse») [авторы: David Johnson и Jeff VanVonderen. Выдержки из этой книги можно прочитать здесь], и «Жестокие церкви» («Churches that Abuse») [автор: Ronald Enroth. Отрывок из 5 главы этой книги, посвященный UBF, можно прочитать здесь], которые в тот момент стали для меня откровением. Я начал видеть, что в моей церкви присутствуют весьма очевидные опасные признаки, которые в других церквах считаются признаками искажений и злоупотреблений. Я увидел, что на самом деле руководство было авторитарно, и что UBF посредством своих пастырей применяет духовное насилие, причиняя раны большому количеству вовлеченных в эту организацию студентов. Я бы не стал утверждать, что UBF является типичным культом, но по своей природе оно определенно попадает в категорию злоупотреблений и искажений.
Я хотел бы кратко перечислить восемь типичных признаков нездоровых «церквей с отклонениями» [«aberrant churches» - аберрантных, дисфункциональных церквей], каждые из которых, как я обнаружил, присутствуют в UBF. Не все аберрантные церкви проявляют все эти признаки, но если в церкви присутствуют хотя бы несколько из них, этого достаточно, чтобы уже вызвать определенную тревогу.
Сначала начну с определения: aberration (отклонение, искажение, нарушение) – доктрина, выходящая за рамки общепринятого, или группа лиц, применяющих эту доктрину, не обязательно отделившаяся от традиционной церкви. Эти группы часто являются нонконформистскими группами, ведомые порой харизматичными лидерами. Нередко в теории они сохраняют некоторые основные принципы ортодоксальной веры, которых впрочем, часто не придерживаются на практике. Другими словами, это церковь, принимающая Библию, которая, имеет в целом традиционное вероучение, но действует вне норм. Здесь важно даже не столько то, во что они верят, но – каким образом они предпочитают действовать.
Признаки
1. Демонстрация власти
Это означает, что руководство тратит большую часть своего времени, чтобы обратить внимание своей паствы и напомнить о своей власти над ними. Так как оно не обладает реальным и подлинным духовным авторитетом, оно должно периодически демонстрировать свою власть и подкреплять ее угрозами.
Как это относится к UBF:
В основе системы UBF находится ее основатель и нынешний [до своей смерти в 2002 году] руководитель д-р Самуэль Ли, который сохраняет жесткий контроль над всеми корейскими миссионерами и не имеет над собой вышестоящей власти или органа, которые бы ограничивали его власть. Всякий раз, когда его власть ставится под сомнение, он незамедлительно и жестко реагирует на это, сразу выгоняя миссионеров, как только они начинают выказывать ему неповиновение. Он использует и другие методы устрашения, вплоть до заколачивания дверей домов миссионеров, когда их нет дома и т.п.. Хотя подобные действия и скрываются от молодых студентов, миссионеры в курсе негласного правила UBF – или повиноваться, или страдать от последствий своего неповиновения.
2. Всепоглощающая занятость
Это означает, что руководство авторитарной системы будет по полной программе загружать своих членов, внушая им мысль, что их достоинство (ценность) эквивалентно (равно) интенсивности их служения в организации.
Как это относится к UBF:
С самого начала, как только студенты вовлекаются в деятельность UBF, их стараются склонить к участию почти во всех видах деятельности церкви. Это часто достигается путем внушения студентам чувства вины за то, что они не выполняют всех предписаний организации, задавая им вопросы типа: «Разве ты не хочешь быть похожим на Иисуса; разве ты не хочешь повиноваться Его словам?» Конечным результатом такой системы является то, что студентам не помогают в решении их реальных жизненных проблем, но заставляют их слепо участвовать во всех мероприятиях организации и приводить в церковь новых членов.
3. Болезненный процесс выхода
Выход из христианской группы с отклонениями всегда является болезненным процессом. В то время как здоровые церкви предпочитают благословлять человека, который хочет перейти в новое собрание, церкви с нарушениями проклинают [отлучают, to curse] тех, кто уходит от них.
Как это относится к UBF:
Одним из наиболее тревожных аспектов деятельности UBF являются постоянные и откровенные угрозы ее лидера Самуэля Ли по отношение к тем, кто уходит из церкви. Много раз в воскресных проповедях рассказывались истории о покинувших UBF и вскоре, якобы, оказавшихся жертвами дорожно-транспортных происшествий, заболевших раком, родивших умственно отсталых детей и т.д. Хотя Ли никогда прямо и открыто не заявлял: «Если вы уйдете, это произойдет с вами». Тем не менее, негласные послания были ясны и громки (недвусмысленны): «Если вы оставите эту церковь – вы отвергните Божью волю для вас, и вскоре произойдут ужасные события».
4. Отделение и изоляция членов
Церкви с отклонениями часто поощряют и оказывают давление на своих членов, чтобы те отделились от своих семей, друзей и т.д.
Как это относится к UBF:
Через систему «пастырства» студентам часто рекомендуют полностью отрезать все не церковные отношения. Во многих случаях иностранным студентам предлагается прекратить все взаимоотношения со своими родителями. Кроме того, студентов часто подталкивают к тому, чтобы они переехали из родительского дома на квартиры «общей жизни» с другими членами организации [на сленге UBF их еще называют «шатрами»]. Любые контакты с другими церквами встречают грозными и презрительными вопросами типа: «Ты уверен, что членство в той церкви поможет тебе вырасти учеником Иисуса и что это является для тебя волей Бога?» Конечным результатом является то, что вскоре студенты начинают вариться только лишь в соку UBF-овской субкультуры, и не имеют реальных друзей за пределами организации.
5. Они против нас
Часто церковные группы с отклонениями имеют сильное неприятие к другим христианским группам. Это, как правило, подкрепляется внедрением чувства духовной элитарности и внушением мысли, что, якобы, другие церкви действительно не исполняют Божьих заповедей, в понимании данной группы с отклонениями.
Как это относится к UBF:
UBF не сотрудничает ни с какими другими церквами вне себя. Как я говорил ранее, контакты с другими церквами решительно пресекаются. Часто другие церкви рассматриваются, как будто бы они преследуют UBF, что укрепляет мнение, что, якобы «они против нас». Другие церкви считают еле тёплыми, слабыми и ленивыми. В итоге, внушается мысль, что, вероятно, другие христиане не спасены, а негласно считается, что спасение не гарантировано вне UBF.
6. Единообразие образа жизни
Часто церкви с отклонениями имеют единообразие и строгие кодексы поведения, будь то официальные или негласные. Это включает в себя манеру одеваться, язык, верования и условия жизни.
Как это относится к UBF:
Такое единообразие стиля жизни можно четко увидеть и среди простых членов UBF, и ее руководства. Интересно наблюдать, как наиболее преданные члены организации приобретают все манеры Самуэля Ли в одежде, речи и убеждениях. Когда одного студента спросили: «Если ты американец, почему же ты как Самуэль Ли говоришь на ломаном английском с корейским акцентом?» Его ответ был такой: «Это не потому, что я хочу быть корейцем, но мы должны подражать и учиться у Божьего слуги!» Это звучит глупо, но это показывает лежащее в основе направление следовать единообразию. Здесь основная проблема заключается в том, что цель любого христианина состоит в том, чтобы стать похожим на Христа, тогда как UBF стремится к тому, чтобы ее члены стали учениками по образу своего руководства.
7. Взаимоотношения с Богом
Еще одним признаком чрезвычайного контроля со стороны руководства является его, якобы, прямой доступ к пониманию воли Бога. Это означает, что руководство/лидер – единственные, кто знает волю Бога по отношению к данной организации, и оспаривать это означает оспаривать Самого Бога.
Как это относится к UBF:
Как я уже упоминал, власть UBF-овского лидера Самуэля Ли является тотальной и неконтролируемой. Я нахожу особенно тревожным, что Самуэль Ли принимает некоторые глубоко личные жизненные решения за других людей, такие как: где работать или в какой школе учиться, сколько детей какой семье нужно иметь. Я нахожу странным, что когда Ли принимает за другого решение где ему жить, достаточно скоро вы услышите от того человека: «Ну что ж, это была Божья воля для меня переехать туда». Конечным результатом такой системы является то, что под напором церковной мощи ее члены в итоге отказываются от всех своих решений, а после переезда на новое место, несут нелегкое бремя, пытаясь приспособиться к новой жизни. Другой проблемой для христиан является то, что UBF отправляет Святой Дух на задворки, присваивая себе право на личные отношения людей с Богом. В результате члены организации абсолютно полагаются на руководство, что уже смахивает на одну из форм духовного идолопоклонства.
8. Отношения, основанные на стыде
Многие из таких церквей разрастаются благодаря применению к своим членам страха и стыда, в качестве методов удерживания их в своей организации. Чтобы манипулировать их чувствами, используют публичные порицания и восхваления, и посылают негласные знаки для остальных членов о том, какое поведение будет считаться приемлемым.
Как это относится к UBF:
Многие студенты в UBF быстро смекают, что до тех пор, пока они продолжают делать то, что велит им руководство, их будут продолжать осыпать похвалами, но когда они выходят из повиновения, их в той или иной форме стыдят и осуждают. Такие отношения, основанные на стыде, создают обстановку страха и манипулирования, чего не должно быть ни в одной церкви или семье. В конце концов, члены UBF приобретают склонность служить такому Богу, который может их ценить, только если они действуют «совершенно» [«абсолютно», perfectly].
После того, как я осознал, что в UBF присутствуют многие из этих признаков, мне пришлось принимать нравственное и духовное решение: «Должен ли я оставаться в этой организации, с которой у меня связано так много обязательств и к которой я так сильно привязался, несмотря на то, что я ясно вижу здесь столько ложного?» Я молился и, в конце концов, понял, что мне нужно перейти в здоровое место, потому что я уже узнал правду и просто морально не мог дальше быть частью этой церкви.


На эту тему можно также прочитать три небольшие статьи на русском языке:
Духовные злоупотребления ("Spiritual Abuse") – характерные признаки, последствия и библейская оценка духовных злоупотреблений;
Пять признаков нездоровой церкви – как распознать, попала ли Ваша церковь под влияние нездоровых духовных отношений и контролирующего духа, и стала духовно разрушительным местом?;
Что нужно знать о «промывании мозгов» - как происходит постепенное изменение личности под воздействием группового давления и методов контролирования сознанием. Как люди становятся «добровольными рабами» культов, попадая в полную зависимость от них;
а также две небольшие статьи на английском языке:
«Элементы духовного насилия» («Elements of Spiritual Abuse»);
«Восемь характерных черт аберрантных церквей или библейских групп» («Eight Distinctives Of An Aberrational Christian or Bible-based Group»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий