Книга «Churches That Abuse» была издана в США в 1992 году уважаемым и авторитетным христианским издательством «Zondervan Publishing House» (Academic and Professional Books; Grand Rapids, Michigan; A Division of Harper Collins Publisher)
Рональд М. Энрот (Ronald M. Enroth) – известный американский ученый и специалист по культам национального уровня, пользующийся всеобщим признанием как светского, так и религиозного сообщества. Он является профессором социологии в (протестантском) колледже Уэстмонт (Westmont College) и автором множества книг о культах и новых религиозных движениях, в том числе: «The Jesus People» («Люди Иисуса»), «Why Cults Succeed Where the Church Falls» («Почему культы преуспевают там, где церковь терпит неудачу»), «A Guide to Cults & New Religions» («Справочник по культам и новым религиям»), «A Guide to Cults» («Справочник по культам»), «The Lure of the Cults and New Religions and Evangelizing the Cults» («Соблазн культов и новых религиозных движений, и проповедование Евангелия культам»).
МАНИПУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
Жестокие церкви используют страх, чувство вины и угрозы
MANIPULATION AND CONTROL
Abusive Churches Use Fear, Guilt, and Threats
История пребывания Тома Брауна (Tom Brown) в организации корейского происхождения, Университетском Библейском Содружестве (UBF; University Bible Fellowship) является типичным примером того, как молодые, идеалистически настроенные студенты ВУЗов по всей стране попадают в западню. Некоторые, порой искренние люди, ради достижения каких-то своих целей и самореализации, эксплуатируют идеализм студентов и их горячее желание найти и служить истинному Богу. К счастью для Тома, его вера не потерпела крушения, как это случилась со многими другими.
Пребывание Тома в UBF началось в 1979 году, когда он учился на предпоследнем курсе Северо-Западного Университета (Northwestern University). Студент, с которым он раньше жил в одной комнате, изучал Библию с некоей корейской миссионеркой из UBF Свити Ри ("Sweety" Rhee). Когда сосед бросил университет, Свити переключила свое внимание на Тома. Хотя поначалу он не решался принять ее приглашение и участвовать на богослужении UBF, Тому показалось что, может быть, Сам Бог отвечает на его молитву найти хорошую группу по изучению Библии. Поэтому он принял ее приглашение. Он был впечатлен искренностью, которую демонстрировали ему члены UBF, а их духовную энергию он нашел очень освежающей. Почему-то большая часть прихожан состояла из корейских миссионеров, которые приехали, чтобы заниматься евангелизацией американских студенческих городков.
В течение учебы в Северо-Западном Университете, Том изо всех сил старался вырасти как христианин и искренне хотел найти такую группу по изучению Библии, где мог бы служить, проповедуя другим студентам, таким же, как он сам. Казалось, что UBF и было ответом на его молитву. На начальной стадии Свити «проявляла большую заботу» о Томе, учила его писать «согамы» («sogams») – личные признания на основе еженедельно выбираемых для него лидером отрывков из Библии. Она звонила ему каждую неделю, приходила к нему в общежитие и покупала ему обеды.
Сейчас Том, конечно, осознает, что на начальной стадии Свити просто «бомбардировала его любовью» – особенно потому, что другие корейские сотрудники UBF между собой называли ее унизительным прозвищем «миссионер без агнцев» («no-sheep missionary»). Ведь она принадлежала к организации, где главной целью является индивидуальные изучения Библии со многими студентами, а Том был ее единственным учеником. Наряду с «бомбардировкой любовью» начались первые осторожные попытки манипулирования его временем и поведением. Также она рассказывала Тому мистические истории о чудесном Божьем провидении и Суде по отношению к их организации. Все это производило на Тома огромное впечатление.
Со временем Свити узнала о Томе всё, включая его желание добиться степени кандидата наук (Ph.D.) и стать признанным авторитетом по своей специальности. Именно тогда «Свити сказала мне, что я должен отказаться от своих планов, потому что они порождены греховным эгоизмом. Она сказала, что вместо этого я должен служить Иисусу». Насадив в его сердце чувство вины, Свити стала ждать, когда Том примет решение «твердо отказаться от собственных планов на будущее и ждать от Бога нового «направления» на собственную жизнь». Для того, чтобы принять столь радикальное решение Том много страдал: «Временами я рыдал из-за чувства потери и крушения надежд».
Через четыре месяца пребывания в UBF Тома познакомили с руководителем организации Самуэлем Ли (Samuel Lee), человеком маленького роста и говорившем на ломаном английском. Ли стал оказывать Тому всяческое внимание, чтобы он почувствовал себя особенно важным человеком. В свою очередь он откликнулся на столь доброе к себе отношение и признание, и Ли попросил его прочитать проповедь на Весенней Конференции 1980 года. С этого момента и началась активная идеологическая обработка (indoctrination) Тома.
«Тренировка проповедями» – один из методов, с помощью которых лидеры UBF «помогают» студентам еще больше посвятить себя этой организации. Для начала Том под руководством Самуэля Ли стал изучать 15-ю главу Первого послания к Коринфянам. Он должен был выучить этот отрывок наизусть и читать его перед Ли на каждой встрече. Затем он приступил к написанию проповеди на этот библейский отрывок, используя как образец написанную ранее проповедь Ли. После нескольких переделок текст будущей проповеди оказался неотличим от образцовой проповеди Ли, которую Том и прочитал на Весенней Конференции. Смысл этого процесса заключался в том, что ему дали возможность «побиться над Словом Бога и поучиться у Самуэля Ли», через что прошли и все корейские миссионеры. Том, как и другие американцы, тогда еще не знали, что корейские миссионеры считали американцев за людей, имеющих более низкий духовный уровень. «Многие корейские члены UBF называют Корею «горой Сион», а людей других национальностей – «язычниками»».
Как теперь понимает Том, ко времени конференции его поведение и восприятие уже было изменено. Том вынудил нескольких своих друзей поехать на конференцию, а когда один из них отказался заплатить регистрационный сбор, объяснил, что эта плата – знак его «посвящения Богу» и показатель его «духовного желания». К концу конференции Том уже молил Бога сделать его учителем Библии для американских студентов. Все прежние мечты о научной работе были отброшены, как низменное проявление человеческой гордыни.
Идеологическая обработка (indoctrination) продолжилась, когда Ли пригласил Тома и еще нескольких американских студентов из UBF поехать вместе с ним в Корею на ежегодный «доклад мировой миссии» («world mission report»). Зная, что корейцы не спят на кроватях, Том начал самостоятельно готовиться к поездке, привыкая спать на полу. Но его постигло сильное разочарование, потому что Ли со своими «агнцами» останавливался в гостиницах – и все спали на кроватях. Кроме того, Тому дали задание написать автобиографию своей жизни, на основе которой он должен был составить свидетельство, с которым ему предстояло выступить в Корее.
Несмотря на то, что его родители были ужасно обеспокоены его поездкой, из-за проходящих в то время гражданских волнениях в Корее, но Том счел все их опасения признаком маловерия. В самолете и в первый день пребывания в Корее Ли заставлял студентов читать друг другу свои автобиографии («согамы жизни»), после чего Ли высказывал свое мнение о главных недостатках их характера. Потом он велел сократить эти автобиографии до шестистраничного свидетельства. Именно тогда Ли начал сравнивать Тома с апостолом Павлом; с этих пор Том и получил в UBF новое имя – «Том-Павел».
В Корее Ли сосредоточил свои усилия на «тренировке» («training») Тома. Он поставил его во главе американской группы и побуждал обращать больше внимания на других студентов, чем на собственное свидетельство. Тем не менее, ему тоже приходилось постоянно редактировать и переписывать свое свидетельство, которое к тому времени получило новое название «Истинное величие». Смысл этого названия Том объясняет так: «До сих пор я жил в поисках собственного человеческого величия. Отныне я решил жить, как великий слуга Бога, подобно апостолу Павлу».
Вдобавок Ли начал вбивать клин между Томом и его родителями, говоря, что они не хотят, чтобы он стал человеком Бога, а только лишь послушным сыном. К концу поездки у Тома уже появилось великое видение стать апостолом Павлом 21 века – с помощью UBF, конечно.
По возвращении в Иллинойс (Illinois) Том каждый день совершал поездки за полторы сотни километров (one hundred miles) в Чикаго, чтобы служить своим «агнцам». Во время летних каникул он жил в родительском доме и работал со своим отцом, но все свободное время тратил на UBF и на подготовку к Летней Конференции. Свити сильно давила на него, чтобы он уехал из дома и тратил все свое время на служение в Чикаго, и через несколько недель он объявил родителям о своем отъезде. Не понимая, под каким сильным влиянием UBF находится их сын, они стали говорить с ним о необходимости заработать деньги на последний год учебы в университете. Когда Том ответил, что должен делать работу Бога, отец поставил перед ним ультиматум. Том собрал свои вещи и на следующий день уехал в полной уверенности, что остаться означало бы пойти против воли Бога. Он объяснил себе так, что это является частью тех гонений, к которым должен быть готов каждый слуга Бога. Кроме того, после этой размолвки его «человеческие отношения» с родителями оказались разорваны. Как говорит сам Том: «С тех пор я был только слугой Бога».
После ухода из дома Том сильно переживал из-за болезненного разрыва со своей семьей. Несколько женщин-миссионерок «центра» (отделения) UBF утешали его. По словам Тома, в UBF у многих студентов-юношей развивается своего рода материнская зависимость от женщин-миссионерок, что, вероятно, связано с тем, что сама атмосфера в этой организации подавляет их сексуальность.
Кроме того, его стала привлекать дочь-тинейджер Самуэля Ли, Сарра. С этого момента идеологическая обработка Тома приобрела новый характер: «Свити пришла в ярость. Она снова и снова резко обличала меня за «греховное желание» к Сарре. Как только я открывал рот, чтобы возразить, ее упреки становились еще сильнее». Согласно философии UBF, такая реакция была проявлением любви к американским студентам, погрязшим в своих «плотских желаниях». В конце концов Самуэль Ли отчитал и саму Свити за то, что она изводила и упрекала Сарру.
Будучи не в состоянии контролировать свои чувства к Сарре, Том попал в ловушку вины, стыда и депрессии. Свити продолжала бранить его. Он уже стал заболевать. Тогда Ли начал проводить с ним «безжалостную тренировку проповедями». Ему поручили подготовить к Летней Конференции отрывок от Мк. 8:27-38, где Петр исповедует Иисуса своим Спасителем. Тому пришлось много раз писать и переписывать эту проповедь. Всякий раз Ли находил в ней какие-то изъяны и заставлял делать работу заново с учетом своих указаний. Как выразился сам Том: «В результате этого мое «я» было полностью сломлено. Через неделю такой «тренировки» мне казалось, что я нахожусь на самом дне глубокой ямы моих грехов и недостатков. Никто не мог мне помочь. Мне казалось, что я своей греховной жизнью предал Бога. Все, что у меня было, – это пороки и греховные желания». Сейчас Том был уже готов к дополнительным «тренировкам» («воспитаниям»).
Как правило, за три недели до начала Летней Конференции подготовка к ней входила в лихорадочную стадию. Именно в это время духовное манипулирование людьми и их идеологическая обработка становились наиболее интенсивными. Каждую ночь Ли собирал всех сотрудников UBF, некоторых обвинял в «делах сатаны», и фактически говорил, что молится о том, чтобы они умерли, если не покаются. Одним он делал выговор, других хвалил, собирал вместе для покаяния «миссионеров без агнцев», высмеивал личные проблемы студентов. Под его руководством они громко вслух молились и каялись, иногда это длилось часами. Такие молитвы, когда они произносятся правильно и публично, могут быть очень действенными, даже если они не содержат в себе ничего конкретного и существенного. Ли часто молился так: «Отец наш, помилуй пастыря Тома-Павла. У него нет духа». Такого рода двусмысленная молитва вызывала у жертвы смятение и чувство вины, в особенности «когда ты просишь Бога простить кого-то за что-то, о чем он даже не имеет понятия». Том и сам позднее стал использовать эту методику в своем «служении» в UBF.
После долгих раздумий о том, стоит ли доводить до конца учебу в университете, Том все же решил доучиться последний год. До сих пор ему помогали родители, а теперь ему пришлось компенсировать недостающие деньги, подрабатывая сторожем при парке. Для молодого человека, весившего менее 55 килограмм, это была тяжелая работа. Когда закончилась лихорадка Летней Конференции, Ли устроил Тому «тренировку едой» и «международную тренировку желудка». Это означало, что его принуждали съедать гораздо больше, чем он мог физически, и «есть любую пищу, чтобы он мог стать миссионером». Ли делал замечания по поводу разборчивости Тома в еде и призывал его «победить» себя, поглощая слишком много пищи для возможностей его пищеварительной системы. Хотя Том и набрал 7 килограмм, но сильно мучился из-за этого. «Я съедал так много пищи за обедом, что мои соседи по общежитию не могли поверить в это».
Парковое оборудование часто ломалось, и Том пришел к выводу, что это было Божьим посланием о его неверии в Провидение – для UBF типично придавать особое значение страданиям. Том уволился с работы и написал домой, требуя, чтобы родители финансово помогли ему закончить учебу. Но родители и пальцем не пошевелили.
Осенью, завершив «тренировку едой», Том получил «тренировку прически», которая якобы должна была сделать его внешний вид более привлекательным. Ему сделали завивку волос и запретили стричься. Также его завивали перед каждым богослужением. По словам самого Тома: «Мои волосы стали длиннее, чем у кого-либо в нашем общежитии, не считая хиппи». Его внешний вид еще более изменился, когда он начал носить костюмы (брюки, по словам Ли, обязательно должны были быть с петлями для ремня – одна из его характерных и необъяснимых причуд).
Следующей была «тренировка голоса», для того, чтобы голос Тома стал более мощным – тем более что он все чаще стал председательствовать на различных собраниях. После каждого такого собрания Ли говорил Тому, что у него «недостаточно духа», или что он «играл на публику» и «ему надо покаяться». Внутренняя борьба и смятение ставили Тома в тупик – и открывали возможность для новых «тренировок».
К тому времени Том был уже на последнем курсе университета. Он отказался вернуться домой на День Благодарения, поскольку считал этот праздник сугубо «человеческим», не имеющим никакого отношения к Богу. Он отказался от всех факультативных занятий, выбросил всю свою коллекцию классической и христианской музыки и большинство книг, а также продал свою гитару. Последняя жертва была следствием того, что он совсем скатился в нищету – ему нужны были деньги, чтобы просто выжить. Он отдавал в качестве десятины 20% своего дохода (к окончанию учебы эта цифра возросла до 40%) и дал обет каждый месяц приносить 50$ в качестве пожертвования на мировую миссию UBF. Свити часто приходилось добавлять свои деньги к его «пожертвованиям», потому что доход Тома был ничтожен. А за неуплатой ежемесячного пожертвования следовало суровое обличение. Сам же Том, по указанию Ли, неоднократно кричал на студентов и стучал кулаком по столу, обличая их в «легкомысленном отношении к принесению пожертвований».
Весной 1981 года, заканчивая последний семестр своей учебы в Северо-Западном Университете, Том снял квартиру на пару с одним из своих UBF-овских «агнцев», Марком. Он сделал это отчасти из-за «гонений» со стороны сокурсников, которые к тому времени были уверены, что Том попал в секту. Кроме того, Том считал «духовную обстановку» общежития разлагающей.
Ли начал различными способами «испытывать» Тома, чтобы выяснить степень его преданности организации и идеологической обработанности. Однажды он сказал, что Том должен бросить Северо-Западный Университет и отправиться «пионером» в Гарвард, чтобы организовать там работу UBF. Том оказался готов отправиться туда хоть на следующий день. Подобным образом Ли уcтраивал проверки и остальным студентам, оценивая их «духовное состояние». Как-то раз он приказал одному миссионеру отдать Тому свою новую машину. Когда «испытание» подошло к моменту, когда Том уже почти уехал, тогда Ли сказал, что удовлетворен верностью того миссионера.
По окончании университета Том навестил родителей, которые вновь затеяли разговор о его зависимости от UBF. Мать прямо высказала свое мнение, что он попал в деструктивную секту, но это не помогло. Том остался глух к ее беспокойству и душевным страданиям. «Я сказал ей, что не нуждаюсь в ее человеческой любви [как противоположность духовной], и что от человеческой любви мне становится муторно на душе». На следующий день он вернулся в Чикаго – уже в качестве «интерн-пастыря» UBF.
Главный акцент в тренировке «интерн-пастырей» ЮБФ делается на служении и обучении «вере». Готовясь стать лидерами, «интерн-пастыри» должны были научиться служить другим и повиноваться своим руководителям. Такая тренировка могла продолжаться несколько лет и сопровождалась еще более жестоким духовным и психологическим насилием. Том слышал, что в Корее пастыри могли даже физически избивать интернов, чтобы сломать их упорство и независимый дух.
В Соединенных Штатах на еженедельных собраниях американские лидеры должны были читать свои «согамы» (свидетельства), основанные на библейских отрывках, которые они изучали на прошлой неделе. В качестве основы для них использовались проповеди Самуэля Ли. Эти чтения давали корейским лидерам возможность «оценивать их духовное состояние».
К началу Летней конференции 1981 года обучение Тома в «интернатуре» стало еще интенсивнее. Ли ругал его за то, что он имеет проблемы со «стабильностью жизни» и «женитьбой». Истоки этих проблем понять нетрудно, если учесть, что Том жил в нищете, часто даже не имея никакой пищи; а из-за своего неприятного опыта взаимоотношений с Саррой боялся даже заговорить с какой-нибудь девушкой. «В течение всей конференции Ли обличал меня и молился о моем покаянии. Когда я, наконец, признался ему: «Я великий грешник», – он ответил: «Нет, ты всего лишь маленький грешник»». За четыре дня Том спал всего четыре часа, и в конце концов должен был под диктовку Ли написать текст проповеди, которую он прочитал на конференции. Только через две недели Том сумел восстановиться от испытанных унижений.
После этого Том приступил к «тренировке водителя» и «тренировке человечности». Благодаря одной свадьбе, организованной в UBF (а свидания до брака считаются греховным потаканием своим слабостям и проявлением недостаточного доверия Богу своего будущего), к нему перешел автомобиль жениха и его назначили шофером Чикагского отделения UBF. Такая работа была для Тома трудна, но ему приказали «делать это для славы Бога». Кроме того, Тома обвинили в законничестве и недостаточном сострадании к людям и поэтому велели «внимательно слушать множество свидетельств и «согамов жизни», читать книги и смотреть определенные фильмы». (Эти «определенные фильмы» должны были давать членам организации представление об обществе, о человеческой природе и тому подобное. В число таких фильмов входил «Бен-Гур» (просто потому, что это был любимый фильм главного лидера Ли)), «Простые люди» и «Инопланетянин» – которые якобы рассказывали об отчужденности и проблемах американских подростков). Таким путем Том учился понимать людей для того, чтобы потом манипулировать ими.
Том стал замечать, что для «тренировки» своих «агнцев» он прибегает к тем самым же методам, которые применяли к нему самому. Он заставлял людей не спать всю ночь, чтобы покаяться, бил их палкой, если они не могли запомнить библейские отрывки, отправлял их в долгие пробежки, чтобы «обновить их дух»; и подавлял возмущение «мятежников» таким же образом, каким когда-то подавляли его собственную способность самостоятельно мыслить. «В то время я вымещал всю свою неудовлетворенность на людях, которые находились у меня в подчинении».
Ли задумал раз и навсегда решить «проблему женитьбы» Тома. На Весенней Конференции 1982 года он заставил его прочитать перед всем собранием «согам» под названием «Не пес, а пастырь». Там говорилось, что, якобы, Том был похож на «пса, который лает на курятник». Прочитав этот текст перед сотнями людей, Том на две недели впал в оцепенение. «Мои чувства были полностью выжжены».
Двумя неделями позже Ли позволил Тому поехать в составе команды «пионеров» в университет штата Мичиган (Michigan State University) (в эту группу также входили Свити Ри и ее муж, который присоединился к ней в США после жизни в Корее в течение некоторого времени). В отсутствии «защитного окружения Чикаго» и зависимости от более сильных людей у Тома началось трудное время, и он стал терять «направление» «кампус-пионера». На Летней Конференции в Мичиганском Университете (MSU Summer Conference), которая задумывалась как «тренировка» молодых лидеров и как удобный случай для евангелизации, было «много обличения, но мало сна», и Ли снова диктовал Тому текст еще одной проповеди. Том начал подозревать, что его попросту используют.
Том устроился на постоянную работу в качестве техника по обслуживанию жилых помещений и успел поработать там два месяца до начала осеннего семестра. Постоянное служение по «пионеризации» кампусов он временно оставил. К началу Весенней конференции его жизнь стала более спокойной, но в действительности он попросту на какое-то время сбежал от мучивших его сомнений, но затем изо всех сил снова стал пытаться продолжать «служение». В то время Самуэль Ли «решил, что он должен разжечь подо мной огонь». Через одного проповедника, Ли передал Тому предупреждение: «Если я не буду проводить по семь занятий Библии «один-на-один» в неделю, мне придется вернуться в Чикаго для дополнительных тренировок».
Каждый день Том приглашал студентов на изучение Библии с ним. Через две недели у него было уже двенадцать учеников-студентов. Более того, он смог завербовать трех студенток, что было очень необычно для UBF, поскольку мужчин там было больше, чем женщин (ведь цель организации – воспитывать лидеров-мужчин). Свити это очень не понравилось, но Том заявил, что «с верой я стану отцом всех американских женщин». И Самуэль Ли одобрил это.
Летняя конференция 1983 года стала для Тома поворотным моментом. Он готовил проповедь по отрывку от Лк. 5:1-11 о призвании первых учеников, и Самуэль Ли впервые не захотел заранее проверить текст проповеди. Как сказал Том: «Я должен был выплыть или утонуть». Конференция проходила в Канаде, и из-за поломок машины и проблем с визами Том и его пассажиры опоздали почти на сутки. Ли был в ярости. Тому велели написать 60-страничный «согам» с извинениями за то, что он подвел людей, которые так много за него молились в течение последнего года. Ли сказал ему, что «самое важное для нас, Божьих слуг, – участвовать в Божьей истории. Такое опоздание ничем нельзя оправдать». И добавил: «Тебе следовало бросить троих иностранцев в чужой стране и добираться на перекладных, чтобы попасть на конференцию вовремя». Том писал свою проповедь всю ночь. К счастью, Ли решил, что он сумеет донести «самую главную мысль и сделать это в Духе». Тома ждало последнее испытание.
В сентябре Ли распорядился, чтобы Том приобрел для своего служения новую машину, так как старая была неисправна. Ли пообещал ему 4 тысячи долларов от себя лично и еще 500 долларов из пожертвований UBF. Однако, Тому сказали, что недостающие 4 тысячи долларов ему придется попросить у отца, потому что «у молодого человека, как ты, должна же быть новая машина». Конечно же, родители отказали ему, заметив, что UBF вполне платежеспособно. После нескольких бесплодных попыток получить у родителей деньги Тому пришла в голову мысль, что его снова испытывают. Ли сказал ему: «Ты очень догадлив».
Тому необходимо было любыми средствами добыть у родителей 4 тысячи долларов. Ли не волновало, как именно он это сделает. После нескольких попыток Том начал осознавать: «Я не только начал осуществлять контроль над своими родителями, но и стал активно пытаться контролировать студентов из филиала UBF в Мичиганском Университете. Я пользовался своим положением и Библией, чтобы заставить их принять «решения веры» и тем самым привести их в соответствие с моими представлениями о том, каким должен быть Божий слуга. Я даже начал заставлять их переписывать тексты проповедей – точно так же, как Самуэль Ли заставлял меня переписывать свои. Тех студентов, которые соглашались с моим «направлением» по написанию проповедей, я считал хорошими. Тех, которые не соглашались, были «мятежными»». Том превратился в маленькое подобие Сэмуэля Ли и сам ужаснулся этому.
1 апреля 1984 года, после четырехлетнего пребывания в организации Самуэля Ли – UBF, родители и еще несколько обеспокоенных судьбой Тома людей смогли убедить его уйти из этой организации. Как говорит сам Том: «Я благодарю своих родителей за эту самую лучшую в моей жизни первоапрельскую шутку».
Оригинал книги на английском языке можно прочитать здесь: http://www.ccel.us/churches.toc.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий